на заре туманной юности о чем

Содержание

«На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые. После похорон на протяжении нескольких дней девочка жила в пустом доме. Ольга старалась подражать маме – повторяла характерные для нее слова и действия. Это позволяло сироте воображать, «что мать ее еще жива в ней немного».

У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой. Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.

Утром Ольга оказалась в нужном городе. Красноармейцы дали ей на прощание половину хлеба и кусок сала. Адреса тети у девочки не было. Из-за этого Ольге пришлось спрашивать всех встречных, «у кого лица были добрее», где живет Татьяна Васильевна Благих. Поиски увенчались успехом только к вечеру. Оказалось, тетя живет вместе с мужем. Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота. Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера. В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.

Утром, когда дядя ушел на работу, тетка, думая, что Ольга спит, начала тихо жаловаться. Неожиданный приход племянницы ее не радовал. Ольга слышала жестокие слова тетки и после скудного завтрака покинула негостеприимный дом. Бродя по городу, девочка наткнулась на объявление о приеме в университет и решила отправиться туда, так как там предоставляли место в общежитии и стипендию. В канцелярии учебного заведения служащих она не застала, так как те ушли на обед. Зато встретила старика-сторожа, который сказал, что ее не примут «по малолетству и несознательности».

Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее. Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота. Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.

Через несколько месяцев после того, как Ольга начала учиться, в столовой перестали давать продукты. Кроме того, курсантам задержали стипендию. Впоследствии выяснилось, что виноваты в сложившейся ситуации «белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе», а также те, кто доверил им такую работу. Не поев несколько дней, Лиза заплакала. Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами. Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом. Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию. Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.

Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье. Однажды ночью Ольгу разбудили гудки паровоза с красноармейцами, у которого было оборвано 20-30 вагонов с хвоста. Рискуя жизнью, девушка спасла состав. Благодаря ее подвигу, удалось избежать смерти многих людей, находившихся в оторванных вагонах. Получив ранения головы и груди, Ольга долго болела, но в итоге все-таки сумела поправиться.

Источник

Краткое содержание Платонов На заре туманной юности

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить. Оставшись одна в пустом доме, она все перемыла и перестирала, как это делала мать. Прожив так несколько дней, девочка затосковала. Она вспомнила слова матери о том, что в соседнем городе живет ее тетка, которая обязательно ее приютит.

Ольга пришла на станцию, чтобы ехать к тетке. Ее взяли с собой в эшелон красноармейцы, накормив и обогрев. Когда она приехала к тетке, которую звали Татьяна Васильевна, та долго не желала пускать ее в дом. Соседи, показавшие девочке дорогу к дому тети, сказали ей, что эта женщина не имеет детей, потому что они не хотят у нее рождаться.

Продержав девочку на пороге дома, Татьяна Васильевна вынуждена была ее пустить, потому что побоялась, что ее заставят отвечать за девочку, если с ней что-то случится. Утром тетка извела девочку попреками, поэтому Ольга ушла от нее, одна, в чужой город. Она не растерялась, и, увидев объявление о наборе на железнодорожные курсы, устроилась в общежитии, стала учиться и получать стипендию, обрела новых друзей.

Одной из подруг девочки стала Лиза. Ольга чувствовала себя намного взрослее этой девушки и все время поддерживала ее. То, что Лиза часто плачет, казалось ей проявлением детскости и незрелости. Еще одним важным человеком в ее жизни стал маленький мальчик Юшка. Он рано остался без матери, и девушка присматривает за ним, когда его отец на работе. Спасая поезд с красноармейцами, девушка, находясь при смерти, думает о нем.

Эта повесть учит простой, но крайне необходимой вещи – никогда не отчаиваться, не терять достоинства, даже если очень голодно, одиноко и страшно, даже если очень хочется есть. Если внутри есть стержень, и есть, во что верить, человек остается человеком.

Читайте также:  Дополнительная масса на двигатель ауди

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

На заре туманной юности. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.

Жила-была одна старушка с двумя внучками. Внучек звали Моря и Дуня. Жили они в избушке. Рядом был лес. Однажды ночью Моря, старшая из девочек, лежала на печи и все никак не могла заснуть.

Александр Иванович Куприн родился в дворянской семье, поступил учиться в военное училище, где предпринимал свои первые творческие шаги. Его произведение Впотьмах было написано в 1893 году, во времена учёбы, а также появилось и несколько рассказов.

Лорд Энрико Астон захватывает замок Равенсвуд. Он обеспокоен тем, что они упускают наследника Эдгара. Астон говорит о том, что брак его сестры Лючии и лорда Артура Бэклоу укрепили бы их позиции. Лючия категорически против этого союза.

В повести «Антон-Горемыка», созданной русским писателем Дмитрием Васильевичем Григоровичем, рассказывается о жизни крепостных крестьян в России.

Источник

Краткое содержание рассказа «На заре туманной юности» Андрея Платонова

md foto

Глава 1

Железнодорожный поселок. Родители 14-летней Ольги умерли в Гражданскую войну от тифа. Маленькая, тоненькая девочка не знает, «что ей делать дальше и как теперь жить». Несколько дней она хлопочет в пустом доме, как когда-то делала мать. Потом едет в поезде с добродушными красноармейцами, покормившими ее, к тетке Татьяне Васильевне Благих в волжский город.

Глава 2

Тетка с мужем Аркадием бездетны, но она выпроводила девочку, надеясь, что та уйдет. Но к ночи Ольга постучалась опять. Тетка злится, что ей обуза на шею. Пусть бы Советская власть сирот кормила.

Глава 3

Живут сытно: Аркадий – машинист поезда. Но тетке куска хлеба племяннице жалко. Переночевав, «ничья, сама себе своя» Ольга уходит оттуда куда глаза глядят. И прибивается к студенческому общежитию.

Глава 4

Дочку рабочего берут на курсы железнодорожников, дают койку в общежитии, стипендию вперед, кое-что из одежды. Ольга чувствует себя нужной, любимой Советской властью. Ее лучшая подруга – 15-летняя Лиза. Ольга боится, что эта волшебная жизнь кончится, ее прогонят. Лиза уверяет, что нет: ведь светлое будущее строить именно молодым.

Глава 5

Ольга перестала брать добавку в столовой: еда нужнее красноармейцам и рабочим, тем, кто уже сейчас делает жизнь лучше. Когда начались перебои с пищей и стипендией, она за еду мыла полы. Всем делилась с Лизой. Та училась – Ольга месяц работала нянькой маленького Юшки. Его отец жалел, что толковая девчонка так молода, не может войти в их семью. Была она и у тетки: муж у той загулял, и она подобрела к девочке.

Глава 6

По-матерински попрощавшись с Юшкой, 17-летняя Ольга с Лизой поступили работать на станцию Серьга. Так Ольга пошла по стопам отца: он тоже был при поездах. Иван Подметко выучил их водить паровоз. Однажды Ольга увидела воинский состав с «оборванными» вагонами. Виновник этого – теткин муж Аркадий. Дело шло к столкновению с другим паровозом. Ольга и Подметко взялись отогнать паровоз. Катастрофы избежать не удалось. Красноармейцы не пострадали, а Ольгу тяжело ранило. Думая, что умрет, она хочет увидеться с Юшкой. И «пусть за меня все люди живут». Но девушка выжила. «И живет до сих пор».

Читательский дневник по рассказу «На заре туманной юности» Платонова

Сюжет

В 14 лет Ольга осталась сиротой: отец с матерью умерли от тифа во время Гражданской войны. Она подалась на Волгу к тетке Татьяне и ее мужу-машинисту Аркадию Благих. Жадная тетка не приняла девочку. Ее, дочь рабочего, взяли на железнодорожные курсы, обеспечили стипендией, едой, койкой. На месяц с обеспечением стало туго – и Ольга нанялась в няньки мальчонки Юшки. Он полюбил ее как мать.

Ольга мечтает о светлом будущем, благодарна строителям его – солдатам, рабочим. На практике на станции Серьга машинист Иван Подметко выучил ее, уже 17-летнюю, и Лизу управлять паровозом. Однажды Ольга вместе с Иваном пыталась отвести паровоз от столкновения с армейским составом. Виновником опасной ситуации был теткин муж. Благодаря Ольге обошлось без гибели людей. Она вышла из больницы и прожила долгую жизнь.

Отзыв

Рассказ о людях, мечтавших на обломках старого мира, пройдя через революцию и Гражданскую войну, силами народа, построить светлое будущее. Мечтает о нем и юная героиня-сирота. Она готова отказать себе в необходимом, трудиться, отдать жизнь, лишь бы помочь победе Советской власти. Не родня, а новая власть позаботилась об Ольге, и чужой мальчик признал в ней мать. Человеку необходимо чувствовать себя нужным. Рассказ учит думать не только о себе, но и о других, бороться за общее, а не только личное счастье. Учит самоотверженности, взаимовыручке, любви к людям, учебе, труду, не сдаваться, быть благодарным, верить в лучшее.

Источник

А. Платонов, «На заре туманной юности»: краткое содержание

Рассказ «На заре туманной юности», краткое содержание которого вы найдете в этой статье, был написан Платоновым в 1938 году. Интересно, что рассказ имел еще и рабочее название «Ольга».

Сюжет произведения

2191509

На железнодорожной станции взять Ольгу с собой соглашаются красноармейцы, которые едут в эшелоне. Они кормят ее и помогают согреться. Когда она добирается до тетки, которую зовут Татьяна Васильевна, выясняется, что пускать девушку домой никто не собирается. Соседи, которые указывают ей дорогу до дома тетки, рассказывают, что у женщины нет детей из-за того, что они просто не желают у нее рождаться.

На пороге дома

2191508

Краткого содержания «На заре туманной юности» на «Брифли» не найти, зато оно имеется в этой статье. По сюжету рассказа Татьяна Васильевна долго продержала девочку на пороге своего дома. В конце концов она буквально была вынуждена ее пустить, потому что начала бояться, что ее обяжут отчитаться, что случилось с ребенком, которого она не пустила на порог.

Правда, уже к утру следующего дня она извела девочку постоянными упреками. В итоге Ольга от нее ушла. Оказавшись в одиночестве в абсолютно чужом городе, она не растерялась. Совсем скоро отыскала объявление о наборе сотрудников на железнодорожные курсы. Получила место в общежитии, стала обучаться и получать стипендию. Совсем скоро у нее появилось много новых друзей.

Новая подруга

2191506

Краткое содержание рассказа «На заре туманной юности» поможет вам быстро вспомнить сюжет этого произведения. Новой близкой подругой девочки становится девушка по имени Лиза.

Ольга сразу начала чувствовать себя опытнее, значительно взрослее этой девушки, постоянно ее поддерживать. При этом очень часто Лиза плакала, что казалось главной героине проявлением ее детской наивности.

Еще одним классическим персонажем становится юный герой по имени Юшка. Он в совсем раннем возрасте потерял мать, теперь Ольга всерьез занялась его воспитанием, пока отец все свободное время уделял труду. Даже спасая поезд с красноармейцами, девушка оказывается в смертельной опасности. Но все равно не перестает думать об этом мальчишке, который за короткое время успел начать значить очень многое в ее жизни. Даже находясь при смерти, все равно думает о нем.

Смысл рассказа

2191505

Рассказ «На заре туманной юности» помогает понять читателю важные, но в то же время весьма простые вещи, которые крайне необходимы в жизни.

Творчество Платонова

2191496

Стоит признать, что рассказ «На заре туманной юности», краткое содержание которого помогает лучше понять смысл этого произведения, укладывается в общую канву творчества Андрея Платонова.

Читайте также:  Как охладить двигатель воздушного охлаждения

Незадолго до этого он отправился в коллективную поездку с коллегами-писателями. Они побывали в Средней Азии. Биографы героя нашей статьи отмечали, что это было знаком некоего доверия к прозаику, которого до этого критиковали, требуя наказать и автора, и его издателей. Из Туркмении Платонов привез известный рассказ «Такыр», после чего его вновь начали преследовать. Разгромная статья появилась в «Правде». После нее у него отказывались принимать новые тексты и стали возвращать старые.

К 1936 году давление на писателя удалось ослабить. Ему даже удалось опубликовать несколько своих произведений. Это рассказы «Третий сын», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Семен». В 1937 году вышла повесть «Река Потудань».

Борьба за человеческое достоинство

2191491

Правда, вскоре послабления со стороны властей снова сменились жестким давлением на писателя. Причем давить решили не на самого героя нашей статьи, а на близких ему людей. В 1938 году арестовал его сына по имени Платон, которому только недавно исполнилось пятнадцать лет.

Лишь спустя два года стараниями многочисленных друзей писателя его удалось вернуть из заключения. К тому времени здоровье его было сильно подорвано. К осени 1940 года Платон Платонов сильно страдал туберкулезом. Писатель заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. После этого болел туберкулезом до конца жизни. Сын писателя скончался в самом начале 1943 года.

Как выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах, сохранив при этом свое человеческое достоинство? Этому в первую очередь посвящен рассказ Андрея Платонова «На заре туманной юности». Краткое содержание это только подтверждает.

Последние годы жизни

Этого же жизненного принципа Платонов придерживался до самого конца жизни. Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, его демобилизовали только по болезни.

К концу 40-х годов из-за давления властей Платонов окончательно лишился возможности зарабатывать писательским трудом. Это случилось после его нового рассказа под названием «Возвращение», из-за которого его обвинили в клевете на советских воинов, возвращавшихся с войны.

Вместо этого ему пришлось заниматься литературными обработками. Он переделывал русские и башкирские сказки, которые печатались в детских журналах. Например, ему принадлежит адаптированная версия сказки «Волшебное кольцо».

Существует даже версия, что именно Платонов написал вместо Михаила Шолохова известный роман «Они сражались за Родину», выполняя в данном случае функции литературного негра.

В 1951 году он умер от туберкулеза, но никогда не опускал рук и не терял человеческого достоинства, как и главная героиня его рассказа «На заре туманной юности».

Источник

Краткое содержание рассказа «На заре туманной юности» А. Платонова

Становление мировоззрения девочки-подростка в период революционных катаклизмов – основная тема Андрея Платонова в рассказе «На заре туманной юности». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «На заре туманной юности».

8a3a7509e43737c7c5093b4e81c827e3

Впервые произведение было опубликовано с названием «Ольга» по имени главной героини, но позже переименовано. Нынешнее название – романтическая крылатая фраза, позаимствованная из стихотворения Алексея Кольцова «Разлука». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

Главной героиней рассказа «На заре туманной юности» является Ольга, которая предстает перед нами в образе 14-летней девочки-подростка, оставшейся без родителей, умерших от тифа. Девочке приходится учиться выживать в чудовищных условиях голода и отчуждения со стороны родственников.

Здесь уже начинает формироваться стойкость ее характера, внутренняя сопротивляемость обстоятельствам. Она не пасует и не поддается панике, она ищет выхода (решения) из создавшейся ситуации. Приезд к тетке и неласковая встреча не позволяют девочке опустить руки.

Другие персонажи:

Рассказ впечатляет и завораживает. Единственно, чего мне не хватило в нем — это соединений линий жизни Ольги и маленького Юшки, я бы предпочла, чтобы Ольга навсегда вошла в его жизнь в качестве мамы…

«На заре туманной юности» очень кратко

А. Платонов «На заре туманной юности» краткое содержание для читательского дневника:

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить. Оставшись одна в пустом доме, она все перемыла и перестирала, как это делала мать.

Прожив так несколько дней, девочка затосковала. Она вспомнила слова матери о том, что в соседнем городе живет ее тетка, которая обязательно ее приютит.

Ольга пришла на станцию, чтобы ехать к тетке. Ее взяли с собой в эшелон красноармейцы, накормив и обогрев. Когда она приехала к тетке, которую звали Татьяна Васильевна, та долго не желала пускать ее в дом. Соседи, показавшие девочке дорогу к дому тети, сказали ей, что эта женщина не имеет детей, потому что они не хотят у нее рождаться.

Продержав девочку на пороге дома, Татьяна Васильевна вынуждена была ее пустить, потому что побоялась, что ее заставят отвечать за девочку, если с ней что-то случится. Утром тетка извела девочку попреками, поэтому Ольга ушла от нее, одна, в чужой город.

Она не растерялась, и, увидев объявление о наборе на железнодорожные курсы, устроилась в общежитии, стала учиться и получать стипендию, обрела новых друзей.

Одной из подруг девочки стала Лиза. Ольга чувствовала себя намного взрослее этой девушки и все время поддерживала ее. То, что Лиза часто плачет, казалось ей проявлением детскости и незрелости.

Еще одним важным человеком в ее жизни стал маленький мальчик Юшка. Он рано остался без матери, и девушка присматривает за ним, когда его отец на работе. Спасая поезд с красноармейцами, девушка, находясь при смерти, думает о нем.

Вывод:

Эта повесть учит простой, но крайне необходимой вещи – никогда не отчаиваться, не терять достоинства, даже если очень голодно, одиноко и страшно, даже если очень хочется есть. Если внутри есть стержень, и есть, во что верить, человек остается человеком.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Короткий пересказ «На заре туманной юности»

Краткое содержание «На заре туманной юности» Платонов:

Ольга – сирота четырнадцати лет, главная героиня произведения. Во время Гражданской войны ее родители умерли. Из родственников у нее была одна тетка. Девочка видела ее два года назад, когда она приезжала к ним в гости из города. Тетка казалась ей богатой и доброй.

Некоторое время Оля жила одна в доме, но потом решила поехать к тетке как советовала ей мать еще при жизни. Девочка поехала на поезде с красноармейцами. Они накормили Олю, уложили спать на самое теплое и тихое место.

Утром красноармейцы дали ей с собой хлеба с салом. Девочка не знала адреса тетки, знала лишь, что ее зовут Благих Татьяна Васильевна. Оля искала ее, спрашивая у прохожих. Вечером девочка нашла дом тетки. Она жила там со своим мужем без детей.

Тетка не пустила домой племянницу, сказав, что помыла пол. Она велела ей ждать на улице. Девочка просидела на улице до вечера, а потом снова постучала в дом. Татьяна впустила девочку только переночевать. Утром Оля услышала, что тетка жалуется на приезд племянницы. Девочка поняла, что здесь ей не рады.

Ольга решила поступить в университет. Она увидела объявление, что студентам предоставляют жилье и стипендию. Но ей отказали, так как возраст был неподходящий. Тогда она устроилась на курсы железнодорожников.

Читайте также:  Как чиповать двигатель на ховер

Ей дали место в общежитии, платили стипендию, обеспечили первыми вещами. Оля нашла себе подругу Лизу. Это девочка пятнадцати лет, имела мать, которая вышла второй раз замуж и Лиза была для нее помеха.

Проучившись немного, девочки попали в трудное положение: кушать было нечего, стипендию не платили. Виной этому были белые офицеры, которые занимались курсами. Девочкам пришлось искать подработку. Оля нашла работу няней.

Она сидела с Юшкой, ему было полтора года, матери не было, только отец. Девочка очень привязалась к малышу. В скором времени стипендию стали платить. Необходимость в работе прошла, но Оля все равно навещала малыша.

После окончания курсов девушки поехали на практику, это была станция Серьга. С Ольгой произошел несчастный случай: она спасла состав с красноармейцами, получив ранения. Но она сумела справиться с болезнью и поправилась.

Какая главная мысль произведения?

Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен.

Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.

Сюжет «На заре туманной юности» по главам

«На заре туманной юности» Платонов краткое содержание:

Глава 1

Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые.

После похорон на протяжении нескольких дней девочка жила в пустом доме. Ольга старалась подражать маме – повторяла характерные для нее слова и действия. Это позволяло сироте воображать, «что мать ее еще жива в ней немного».

У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой.

Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.

Глава 2

Утром Ольга оказалась в нужном городе. Красноармейцы дали ей на прощание половину хлеба и кусок сала. Адреса тети у девочки не было. Из-за этого Ольге пришлось спрашивать всех встречных, «у кого лица были добрее», где живет Татьяна Васильевна Благих. Поиски увенчались успехом только к вечеру.

Оказалось, тетя живет вместе с мужем. Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота.

Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера. В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.

Глава 3

Утром, когда дядя ушел на работу, тетка, думая, что Ольга спит, начала тихо жаловаться. Неожиданный приход племянницы ее не радовал. Ольга слышала жестокие слова тетки и после скудного завтрака покинула негостеприимный дом.

Бродя по городу, девочка наткнулась на объявление о приеме в университет и решила отправиться туда, так как там предоставляли место в общежитии и стипендию. В канцелярии учебного заведения служащих она не застала, так как те ушли на обед. Зато встретила старика-сторожа, который сказал, что ее не примут «по малолетству и несознательности».

Глава 4

Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее.

Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота.

Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.

Глава 5

Через несколько месяцев после того, как Ольга начала учиться, в столовой перестали давать продукты. Кроме того, курсантам задержали стипендию. Впоследствии выяснилось, что виноваты в сложившейся ситуации «белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе», а также те, кто доверил им такую работу. Не поев несколько дней, Лиза заплакала.

Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами.

Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом.

Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию. Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.

Глава 6

Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье.

Однажды ночью Ольгу разбудили гудки паровоза с красноармейцами, у которого было оборвано 20–30 вагонов с хвоста. Рискуя жизнью, девушка спасла состав. Благодаря ее подвигу, удалось избежать смерти многих людей, находившихся в оторванных вагонах. Получив ранения головы и груди, Ольга долго болела, но в итоге все-таки сумела поправиться.

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

Видео краткое содержание «На заре туманной юности»

В рассказе «На заре туманной юности» присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих.

Другая авторская особенность – эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.

Рассказ «На заре туманной юности» помогает понять читателю важные, но в то же время весьма простые вещи, которые крайне необходимы в жизни.

Главное в любой ситуации — никогда не отчаиваться, сохранять собственное лицо и свое достоинство. Как бы тяжело и плохо ни было самому человеку. Как бы он ни страдал душевно от потерь своих близких и физически от голода, страха и одиночества. Даже если не может думать больше ни о чем, кроме еды.

Главное — иметь внутри себя крепкий стержень. Верить, что человек всегда должен оставаться человеком. К таким результатам пришли герои из рассказа Платонова «На заре туманной юности».

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector