на вопрос что отвечает лето

Содержание

Какая часть речи слово «летом»?

Слово «летом» — это само­сто­я­тель­ная часть речи имя суще­стви­тель­ное или наре­чие в зави­си­мо­сти от смыс­ла контекста.

Чтобы выяс­нить, какая часть речи сло­во «летом» в рус­ском язы­ке, опре­де­лим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки в предложении.

«Летом» — это существительное

Разберемся, какой частью речи явля­ет­ся сло­во «летом», иссле­до­вав его грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в предложении:

Этим летом мы соби­ра­ем­ся в поход по рекам.

У это­го сло­ва име­ет­ся опре­де­ле­ние в виде ука­за­тель­но­го местоимения:

Начальная фор­ма — сло­во «лето», кото­рое обо­зна­ча­ет самое теп­лое вре­мя года, насту­па­ю­щее после вес­ны и сме­ня­ю­ще­е­ся осенью.

Слово «лето» обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Это грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ни суще­стви­тель­но­го. Понаблюдаем, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го числа:

Укажем в его соста­ве сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

лет ом — корень/окончание

У это­го суще­стви­тель­но­го, кото­рое в пред­ло­же­нии явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни, чаще все­го име­ет­ся опре­де­ля­е­мое сло­во в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го и пр. или предлог.

Примеры

Каждым летом дети едут на кани­ку­лы в дерев­ню к бабушке.

Прошлым летом было мно­го сол­неч­ных жар­ких дней.

Жарким летом купа­ние в реке — это истин­ное наслаждение.

В авгу­сте дети про­ща­ют­ся с летом и соби­ра­ют­ся в школу.

lazy placeholder

Слово «летом» — наречие

Рассмотрим дру­гой кон­текст и выяс­ним, какая часть речи иссле­ду­е­мое сло­во в нём:

Степан вста­ет летом вме­сте с солнцем.

В этом выска­зы­ва­нии сло­во «летом» не изме­ня­ет­ся, пояс­ня­ет ска­зу­е­мое и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

От суще­стви­тель­но­го спо­со­бом пере­хо­да из одной части речи в дру­гую обра­зо­ва­но сло­во дру­гой части речи — наре­чие. Аналогично обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных одно­ко­рен­ные наре­чия со зна­че­ни­ем вре­ме­ни:

В пред­ло­же­нии у это­го наре­чия нет опре­де­ля­ю­щих слов или пред­ло­га как у неиз­ме­ня­е­мо­го слова:

лет ом — корень/суффикс

Примеры

Баба Агафья не сни­ма­ет пла­ток даже летом.

Солнце осве­ща­ет это уще­лье дони­зу толь­ко летом.

Летом буй­но цве­тут тра­вы на лугу.

Источник

Игра-викторина «Что бывает летом?»

823cc24e8eb2bd0b68ee6550ad909074 Ирина Логашова
Игра-викторина «Что бывает летом?»

А теперь игра: «Что бывает летом

Отвечайте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

Летом солнышко ярко сияет? (да)

Летом листья желтеют и опадают? (нет)

Летом радуга часто появляется? (да)

А мороз «сердитый» надвигается? (нет)

Летом загорают и купаются? (да)

А на санках и «ватрушках» с гор катаются? (нет)

Летом пчёлка на цветке сидит? (да)

А медведь в берлоге летом спит? (нет)

Цветы на клумбе распускаются? (да)

Гирлянды у ёлки новогодней загораются? (нет)

Летом дети в шубы одеваются? (нет)

Может, на юг птицы летом собираются? (нет)

Летом сосульки на солнышке тают? (нет)

Летом вода в реке замерзает? (нет)

Под «Грибной» дождик дети выбегают? (да)

В отпуск с мамой, папой улетают? (да)

Летом загорают наши спинки, плечики? (да)

«Поют» и прыгают в траве кузнечики? (да)

Презентация «Дидактическая игра «Когда это бывает. Части суток» Дидактическая задача Цель: Совершенствовать умение детей сопоставлять картинки с частями суток (утро,день,вечер,ночь) Задачи: Закреплять.

detsad 527589 1518881541Игра-викторина для развития речи «Кто я? Что я?» Уважаемые коллеги! Хочу познакомить Вас с увлекательной игрой. Это интересная, захватывающая, мега-веселая, увлекательная игра для развития.

detsad 559894 1524637260Конспект НОД по аппликации в средней группе «Вырежи и наклей. Что бывает круглым и овальным» Цель занятия: формировать умение детей срезать углы прямоугольника и квадрата. Задачи: развивать творческие способности, закреплять умение.

detsad 135310 1521742687Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что бывает ночью?» Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с миром природы) Тема: «Что бывает ночью?» Средняя группа. Программные задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности «Вырежи и наклей, что бывает круглое. Аппликация «Гусеница» Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Вырежи и наклей, что бывает круглое. Аппликация «Гусеница» в средней группе.

detsad 906748 1515264791Настольно-печатная игра «Когда это бывает. Времена года» Настольно-печатная игра «Когда это бывает. Времена года» Данная игра предназначена как для детей младшего возраста, так и для детей старшего.

detsad 311839 1522475559Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное» НОД по аппликации в средней группе «Вырежи и приклей, что бывает круглое и овальное (или предметы, состоящие из частей круглой и овальной.

Словесная дидактическая игра «Так бывает или нет?» Словесная игра «Так бывает или нет?» Цель: Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память.

Источник

Признаки подлежащего и способы его выражения

Подлежащее — что это значит в русском языке

Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?», например: Пришло долгожданное лето. Пришло (что?) лето.

Читайте также:  Капитальный ремонт автомобилей в иркутске

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Как найти подлежащее в предложении

Подлежащее находим по алгоритму:

Пришло долгожданное лето.

Признаки, на какие вопросы отвечает, как подчеркивается

Нахождение подлежащего может вызвать затруднение, если в предложении встречается несколько слов, отвечающих на вопрос «что?», ведь это вопрос как именительного, так и винительного падежа. Чтобы верно определить падеж, можно задать к слову оба падежных вопроса (кто? что?) или вместо предполагаемого подлежащего подставить другое слово, у которого при склонении окончание изменяется и в косвенных падежах не совпадает с именительным, например, книга или лиса. Сравним:

И.п. (кто? что?) — лиса, книга

В.п. (кого? что?) — лису, книгу

На моем подоконнике распустился цветок.

Рассуждаем так: в предложении говорится о цветке, который распустился. Слову цветок созвучно подходят оба вопроса именительного падежа. Подставляем проверочные слова в именительном падеже:

«На моем подоконнике распустилась лиса, книга». Окончание у проверочных слов не поменялось. Делаем вывод, что слово цветок в данном предложении является подлежащим. Подлежащее нужно подчеркивать одной чертой.

На моем подоконнике распустился цветок.

Сравним: На своем подоконнике я вижу прекрасный цветок.

В данном предложении слово цветок тоже отвечает на вопрос что? Но оба вопроса именительного падежа задать не получится (вижу кто? что? – цветок), а подойдут вопросы винительного падежа: вижу кого? что? Цветок. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение.

Подставить проверочные слова лиса и книга, сохранив окончание именительного падежа, тоже не получится:

«На своем подоконнике я вижу прекрасную лису, книгу».

Вывод: в данном предложении слово цветок не является подлежащим.

Выражение подлежащего различными частями речи

Часто подлежащее выражено существительным или местоимением в именительном падеже.

Узорчатые скатерти лежали на столах. (Скатерти – существительное в именительном падеже).

Он мгновенно запрыгнул на гнедого скакуна. (Он – личное местоимение).

Кто может к нам прийти в столь поздний час? (Кто – вопросительные местоимения).

Ты не смог отвести глаз от девушки, что сидела в первом ряду. (Ты – личное местоимение, что – относительное местоимение).

Этот некто всегда появлялся неожиданно и делал в городе много шуму. (Некто – неопределенное местоимение).

Никто более не смел заговорить с ним об этом. (Никто – отрицательное местоимение).

Что это? (Это – указательное местоимение).

В роли подлежащего также может выступать любая часть речи, употребленная в значении имени существительного. Например:

1. Субстантивированные части речи (те, которые приобрели некоторые свойства существительного), обозначающие предмет или лицо по признаку, — прилагательные, порядковые числительные или порядковые (счетные) прилагательные, причастия;

Умный так не скажет. (Умный – прилагательное).

Первый оказался не очень вкусным. (Первый – порядковое числительное).

Каждый верит в чудо. (Каждый – местоименное прилагательное).

Произошедшее вчера не выходило у меня из головы. (Произошедшее – причастие).

Местоименное прилагательное некоторые авторы включают в состав местоимений, называя его местоимение-прилагательное или адъективное местоимение.

В приведенных примерах мы легко восстановим некую недосказанность подлежащего: умный человек; первый блин; каждый ребенок; произошедшее событие или то, что произошло.

2. Подлежащее может быть выражено инфинитивом (неопределенной формой глагола):

Помогать в первую очередь себе — мое кредо.

3. В синтаксической конструкции, используемой для формулировки значения понятия, определения, в роли подлежащего может выступать абсолютно любая часть речи:

Понимать — значит сочувствовать.

«Идти» — глагол в неопределенной форме.

«Ой» и «ай» — это междометия.

«Позавчера» — наречие.

Примеры простых и составных

Подлежащим может являться одно слово (как в примерах, приведенных выше) или несколько слов.

Бегать по утрам полезно. Заниматься гимнастикой полезно.

Во втором примере подлежащее — сочетание глагола в неопределенной форме (инфинитива) с именной частью речи.

В роли подлежащего может выступать нечленимое словосочетание, например:

Фразеологизм также может выступать в роли подлежащего: Воевать пошли от мала до велика.

Особый случай

В художественной литературе встречаются конструкции, где подлежащее выражено местоимением в родительном падеже. Чаще всего это присуще речи со сниженной разговорной окраской:

Ничего ему не мешает.

Пускай его себе живет. Пусть его гуляет. Уж пусть бы ее молчала.

Источник

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Читайте также:  месть что это за чувство

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят.
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)

Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?

16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

Читайте также:  Как отключить значок неисправность двигателя

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Источник

Грамматическая основа предложения

60dc1597474c8668534423

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

60dc1597b6ae8025003628

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

Девочка пришла в школу с опозданием.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

Бегать по коридору запрещено.

— географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

— названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

— устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

— существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

— неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

— существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

«Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

Бы — это частица.

Чем может быть выражено сказуемое

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

Примеры простых глагольных сказуемых:

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

Примеры составных глагольных сказуемых:

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

60dc1597c769d155280815

В каком порядке выделять грамматическую основу

Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector