на основании чего действует посол при заключении договора

Содержание

На основании чего действует посол при заключении договора

p1110798(1)(1)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какой документ, подтверждающий полномочия стороны, необходимо указать в преамбуле договора: приказ о назначении на должность директора или Устав (Положение)?

promo access

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Подписание гражданско-правового договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

На каком основании действует ИП

czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54

На основании чего действует ИП в договоре

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

В момент регистрации ИП приобретает определенные права и обязанности, реализовать которые он должен под своим именем, которое включает непосредственно имя, фамилию и отчество (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Это значит, что предприниматель, подписывая договор, должен указывать в нем сведения о том, что он действует в качестве ИП. ИП в договоре действует на основании факта того, что он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.

Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.

На основании какого документа действует ИП после регистрации

Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.

При регистрации гражданина в качестве ИП в ЕГРИП вносится соответствующая запись. В соответствии с п. 3 ст. 11 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ предпринимателю или его представителю выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации в ЕГРИП (так называемая выписка). В нем содержится следующая информация:

Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.

Таким образом, ИП, выступающий в качестве стороны гражданско-правового договора, может включить в текст документа запись следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., лист записи ЕГРИП выдан наименование налогового органа, дата выдачи в формате дд.мм.гггг».

До 2017 года предпринимателям выдавались свидетельства о государственной регистрации. Эти документы действуют и в настоящее время, поэтому при наличии такого свидетельства ИП может включить в договор строчку следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации № … от дд.мм.гггг».

Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.

Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)

Учредительные документы — это документы, на основании которых действуют предприятия и организации. Статус учредительного документа имеет устав компании. В действующем гражданском законодательстве, согласно ст. 52 ГК РФ, термин «учредительные документы» применяется в отношении юридических лиц. Именно поэтому формально индивидуальный предприниматель, который в силу своей правовой природы не является юридическим лицом, не имеет учредительных (уставных) документов.

На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:

Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Итоги

Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.

Источник

Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497
«Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2012 г., 18 февраля 2017 г.

Утвердить прилагаемое Положение о Посольстве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

28 октября 1996 года

Положение
о Посольстве Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497)

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2012 г., 18 февраля 2017 г.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 1 внесены изменения

Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях, другими международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с настоящим Положением и актами МИДа России.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 3 внесены изменения

3. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений и иных организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают Посольству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке информируют Посольство о своей деятельности.

Читайте также:  Как устроен радиальный авиационный двигатель

4. На здании Посольства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью «Посольство Российской Федерации в (наименование иностранного государства)» на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 5 внесены изменения

5. Посольство, сотрудники дипломатической службы и работники Посольства, члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Сотрудники дипломатической службы и работники Посольства, члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

II. Основные задачи и функции Посольства

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 6 внесены изменения

6. Основными задачами и функциями Посольства являются:

представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;

выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных государственных органов и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и российских организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и российских организаций направляются Посольству только через МИД России;

сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;

информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания;

получение в установленном порядке от федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и российских организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам и организациям;

участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, осуществление контроля за выполнением двусторонних международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних международных договоров Российской Федерации в части, касающейся отношений Российской Федерации с государством пребывания;

защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;

поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;

выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации;

согласование по поручению МИДа России вопросов направления делегаций и представителей федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в государство пребывания;

защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания;

принятие необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, членов их семей, организация в установленном порядке деятельности загранучреждений и действий граждан Российской Федерации в государстве пребывания в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма;

представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан;

выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

III. Структура и организация деятельности Посольства

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 7 внесены изменения

Информация об изменениях:

Правовое положение, основные задачи и полномочия Посла определены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)».

В случае отсутствия Посла в государстве пребывания, в том числе Посла, являющегося по совместительству Послом в другом государстве пребывания (других государствах пребывания), его обязанности исполняет временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый из числа старших дипломатических работников Посольства в порядке, установленном МИДом России.

Обеспечение безопасности Посольства, сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 8 внесены изменения

8. Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.

9. В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, консульский, другие отделы или группы.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 9.1 внесены изменения

10. Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 11 внесены изменения

11. Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников дипломатической службы и работников Посольства осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла.

12. В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 пункт 13 изложен в новой редакции

13. Посольство может осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для осуществления указанной деятельности в составе Посольства по решению МИДа России может быть создано специализированное структурное образовательное подразделение.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утвержденный приказом МИД России от 24 июля 2020 г. N 11763

14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

IV. Заключительные положения

15. Посольство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 16 внесены изменения

16. Являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Посольства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посольство в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и с учетом законодательства государства пребывания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 17 внесены изменения

17. Финансовые и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности Посольства, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами МИДа России.

Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации»

Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 31 октября 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. N 45, ст. 5090

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69

Читайте также:  Как правильно помыть двигатель самостоятельно

Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1198

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Общие положения ГК РФ о заключении договора в разъяснениях ВС РФ

obschie polozheniya gk rf o zaklyuchenii dogovora v razyasneniyah vs rf 300
stokkete / Depositphotos.com

Разъяснения по вопросам применения обновленных и новых норм, появившихся в Гражданском кодексе в рамках масштабной реформы гражданского законодательства, зафиксированы в нескольких постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В частности в:

Последние на сегодняшний день разъяснения – постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 49 (далее – Постановление № 49) – служат ориентиром для применения некоторых общих положений кодекса о заключении и толковании договора. Базируются они, как отмечает заведующая кафедрой коммерческого права и процесса Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ, участник рабочих групп по подготовке разъяснений ВС РФ о применении законодательства Анна Сироткина, на принципе свободы договора и принципе добросовестности – в этом отношении Постановление № 49 выступает своего рода преемником постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» – и приоритете заключенности договора в случаях, когда его условия могут быть истолкованы неоднозначно. Разъяснения уже активно применяются судами – по приведенным экспертом данным, за прошедшее с момента принятия Постановления № 49 время до ВС РФ дошло 31 дело со ссылками на него, 18 из которых были переданы на рассмотрение судебных коллегий – в них, в частности, затронуты вопросы толкования договоров, применения положений о заверениях об обстоятельствах, понуждении к заключению договора. Практика арбитражных судов округов показывает, что ссылки на данное постановление содержатся в более чем 1,5 тыс. судебных актов.

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ

«Реформа гражданского законодательства: некоторые новеллы и их судебное толкование»

Тем не менее не все новые положения ГК РФ в части заключения и толкования договоров нашли отражение в Постановлении № 49, причем отсутствие разъяснений по ним объясняется разными причинами. Так, например, конструкция опциона на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ), по словам Анны Сироткиной, не конкретизирует специфику разных опционов, в том числе биржевых, поэтому формирование обобщенных правил ее применения вряд ли позволило бы учесть все нюансы биржевой торговли. В отношении давно существующих, но претерпевших значительные изменения с точки зрения защиты присоединившейся стороны норм о договорах присоединения – установлено, что по общему правилу при изменении или расторжении договора присоединения по требованию присоединившейся стороны он считается действовавшим в измененной редакции либо не действовавшим с момента его заключения (п. 3 ст. 428 ГК РФ), – ВС РФ не стал давать разъяснения по причине не очень объемной и по большей части негативной практики применения данной статьи. Защитить свои права по предусмотренной ею правилам присоединившейся к договору стороне на сегодняшний день довольно сложно, тем более что существует глобальная проблема с навязыванием договорных условий, пояснила Анна Сироткина.

Опираясь на мнения о данных ВС РФ разъяснениях ведущих юристов в сфере частного права, высказанных в ходе организованного компанией «Гарант» IV Всероссийского юридического форума, обозначим, какие еще общие положения ГК РФ о договоре следовало бы истолковать Суду и какие из его разъяснений являются не совсем однозначными или недостаточно полными.

Заключение договора

Первая позиция ВС РФ, вызвавшая споры в экспертном сообществе, касается способов заключения договора. Суд указал, что соглашение сторон по всем существенным условиям договора может быть достигнуто не только путем обмена офертой и акцептом либо совместной разработки условий в переговорах, но и иным способом – договор, в частности, считается заключенным, когда воля сторон на заключение договора явствует из их поведения (п. 1 Постановления № 49). Ряд юристов считают данное разъяснение прогрессивным и позволяющим – в сочетании с положением о невозможности стороны, принявшей от другой стороны полное или частичное исполнение по договору или иным образом подтвердившей его действие, требовать признания договора незаключенным (п. 3 ст. 432 ГК РФ) – сохранять достигнутые договоренности даже в случае неправильного их оформления. Другие же полагают, что оно может применяться лишь к небольшой части договоров, поскольку в большинстве случаев признание договора заключенным исходя только из поведения сторон противоречило бы правилам о форме договора.

cerkovnikov mihail 100

Михаил Церковников, доцент кафедры общих проблем гражданского права Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ:

«Признавая, что дальнейшие отношения сторон могут свидетельствовать о существовании договора, мы уходим от махрового формализма в сторону содержательного взгляда на договор. ВС РФ показал, что конклюдентные действия, а также дальнейшее предоставление и принятие предоставления являются доказательствами существования договора и «перебивают» недостатки при оформлении. То есть получается, что даже в случае нарушения правил о форме договора он может считаться заключенным, если дальнейшее его исполнение это нарушение нивелирует. Это не какое-то новшество, подход, предполагающий признание договора заключенным фактическими действиями, формировался еще ВАС РФ. В частности, в обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165), где в отношении договора подряда, например, было указано, что если работы выполнены до согласования всех существенных условий договора, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде.

Так что Постановление № 49 фактически лишь фиксирует те достижения практики, которые нарабатывались с 2008, наверное, года. Конечно, это не для случаев, когда стороны просто обсудили свое намерение заключить, например, договор подряда, а для тех, когда есть договоренность о строительстве МКД, подрядчик допускается на участок, заказчик принимает и подписывает промежуточные акты, выдает аванс, а после того, как дом построен, отказывается платить, ссылаясь на то, что сроки не согласованы. Практика признания договоров незаключенными по таким надуманным основаниям существовала в 90-х и начале 2000-х годов, когда на договор смотрели в первую очередь как на документ, и при отсутствии в нем некоторых существенных условий сторона, которой отношения стали не интересны или которая не хотела платить, могла заявить требование о признании договора незаключенным, и все переданное по нему признавалось неосновательным обогащением.

Постановление № 49 направлено на сохранение и уважение договоренностей, оно прямой наследник постановления Пленума ВАС о свободе договора, и нужно понимать, что именно толкуя договор в пользу заключенности, а не пытаясь уничтожить его путем признания незаключенным, мы прежде всего уважаем свободу договора».

vitryanskiy vasiliy 100

Василий Витрянский, член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, заместитель председателя ВАС РФ в отставке:

«Понятно, что есть резон в отказе от формализма, и при рассмотрении конкретных споров ВАС РФ действительно принимал во внимание конкретные детали, но давать такое генеральное разъяснение, что есть еще один способ заключения договора: когда просто явствует воля сторон, – недопустимо. Нужно было хотя бы уточнить, что имеется в виду, например, бытовой подряд, когда договор не заключили, а квартиру отремонтировали, но этого не сделано, и получается, что разъяснение относится ко всем договорам. При этом ссылка дается не только на п. 3 ст. 432 ГК РФ [о запрете для стороны, принявшей полное или частичное исполнение по договору, требовать признания его незаключенным. – ГАРАНТ.РУ], но и на п. 2 ст. 158 ГК РФ, где говорится о том, что устная сделка считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. А в п. 3 Постановления № 49 говорится о применении последствий недействительности сделки при несоблюдении требований к форме договора. То есть для того, чтобы оценить содержание правоотношения: достигнуто ли соглашение по всем существенным условиям, – нам предлагают нормы о сделке и о последствиях недействительности сделки. Одно то обстоятельство, что в ст. 432 ГК РФ говорится о требуемой в подлежащих случаях форме договора означает, что мы не должны применять к нему нормы о форме сделки, тем более устной. В ходе реформы п. 2 ст. 420 ГК РФ, устанавливающий, что к договорам применяются правила о двусторонних и многосторонних сделках, специально был дополнен фразой «если иное не установлено настоящим кодексом». Таким образом, если есть иные правила о форме договора, то применяются они. Договор с участием юрлиц требует письменной формы, а письменная форма договора – это либо переговоры и выработка единого документа, либо обмен письмами, телеграммами и прочими документами (то есть обмен акцептом и офертой), и никакой другой письменной формы применительно к договору не бывает.

Поэтому можно было бы такое разъяснение дать в целях борьбы с формализмом, но только вводя какие-то конкретные условия и ситуации».

РАЗЪЯСНЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ И ПОЛЕЗНЫМ, И ОПАСНЫМ

shirvindt andrey 100

Андрей Ширвиндт, заведующий кафедрой обязательственного права Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ:

«Известно, что в России письменной формы требует большее количество сделок, чем в большинстве западных правопорядков. У нас, по сути, в свободной форме совершаются только сделки менее чем на 10 тыс. руб. без участия юридических лиц, малое количество которых доходит до суда.

Читайте также:  Коробка переключения передач уаз 452

Но и в западных правопорядках, где свобода формы, почти все сделки письменные, потому что письменность формы диктуется не законом, а здравым смыслом, хозяйственной и делопроизводственной логикой. Поэтому если воспринять разъяснение ВС РФ как рекомендацию не обращать внимания на форму договора и просто приступать к исполнению, то это вредная рекомендация. Но, может быть, увидеть в ней всего лишь лекарство для тех редчайших случаев, когда, к примеру, договор строительного подряда исполнили, а форма не соблюдена? Такое возможно, например, в случае, когда экспертиза покажет, что подписи на всех документах выполнены неустановленными лицами. А если не известно, кем подписаны документы, суды говорят, как правило, не о том, что сделка совершена не уполномоченным лицом, а о ее ничтожности либо незаключенности (тут есть вариации). И получается, что построили огромный комплекс, естественно, есть текст договора, естественно, когда шло строительство и производилась оплата, стороны исходили из каких-то договоренностей, но если придираться к формальностям, то можно в суде настаивать на том, что форма договора не соблюдена. Может быть, для таких случаев злоупотреблений разъяснения ВС РФ применять?».

Заверения об обстоятельствах

Спорным, по мнению экспертов, является разъяснение ВС РФ о том, что нормы о заверениях об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ) распространяются не только на стороны договора, но и на третьих лиц. Суд указал, что третье лицо, обладающее правомерным интересом в заключении договора сторонами либо его исполнении или прекращении, может предоставить заверение об имеющих значения для совершения соответствующего действия с договором обстоятельствах, а в случае недостоверности заверения – отвечает перед стороной, которой оно предоставлено (абз. 4 п. 34 Постановления № 49). По словам Анны Сироткиной, в бизнес-практике заверения очень часто даются не непосредственно стороной договора, а лицами, контролирующими соответствующий бизнес (учредителями, бенефициарами), и чтобы показать допустимость таких заверений было принято решение включить в разъяснения подобный пример. Однако вопрос, какая ответственность: деликтная или предусмотренная ст. 431.2 ГК РФ – должна в таких ситуациях применяться, действительно сложный и пока однозначно не решенный, подчеркнула эксперт.

Кроме того, нужно понимать, как разграничить заверение об обстоятельствах, данное третьим лицом, и поручительство.

karapetov artem 100

Артём Карапетов, директор юридического института «М-Логос»:

«Когда некий бенефициар, контролирующее лицо хочет взять на себя обязательство покрыть убытки покупателя акций, заверения третьего лица не нужны. Продавец дает покупателю заверение, а бенефициар продавца, владеющий активами и платежеспособный, – поручительство по его обязательству. Заверения же от третьего лица, насколько я понимаю, востребованы на практике не в тех ситуациях, когда покупателю нужна какая-то дополнительная гарантия, а в тех, когда продавец не хочет взять на себя риск покрытия убытков покупателя, потому что, например, является владельцем миноритарной доли в 20%, не вполне контролирует компанию и не владеет всей информацией о деталях, а покупатель требует от него 30-страничного списка заверения, как это обычно бывает при продаже доли в бизнесе. Продавец просто не готов брать на себя такие риски и давать такие заверения, и сделка заходит в тупик. Выходом из положения в таком случае как раз и может стать добровольное вмешательство третьего лица – мажоритарного акционера, который заинтересован в смене контроля в этой миноритарной доле и готов дать покупателю гарантию достоверности заверений, а также взять на себя все риски. Продавец в этом случае ответственности не несет, все денежные претензии, которые возникнут у покупателя, будут адресованы этому третьему лицу.

При этом здесь возникают различные нюансы, потому что нормы о средствах защиты реципиента заверения, предусмотренные ст. 431.2 ГК РФ, требуют адаптации к ситуациям, когда заверение дается не непосредственным контрагентом, а неким третьим лицом. Например, отказ от договора в данном случае вряд ли возможен, оспаривание допустимо в случае обмана со стороны третьего лица и т. д.

В любом случае такие заверения даются в рамках договорных правоотношений, и лучше оформлять их в виде трехстороннего договора (либо двустороннего между заверителем-мажоритарием и покупателем).

Предварительный договор

В целом разъяснения ВС РФ о предварительном договоре (ст. 429 ГК РФ), в том числе о правилах согласования предмета основного договора в предварительном, допустимости заключения одностороннего предварительного договора, возможности обеспечения исполнения предварительного договора задатком (п. 25, п. 23, п. 26 Постановления № 49 соответственно), оцениваются юристами положительно.

Однако применение некоторые обозначенных Судом позиций без дополнительного разъяснения может привести к определенным проблемам. Одна из таких позиций касается сроков предъявления требования о заключении основного договора и исполнения данного обязательства. Кодексом установлено, что в предварительном договоре указывается срок, в течение которого стороны обязуются заключить основной договор (если не определен, то считается равным году), а в случае уклонения стороны от его заключения другая сторона может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора – в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора (п. 4-5 ст. 429 ГК РФ). ВС РФ указал, что этот шестимесячный срок на обращение в суд с иском о понуждении начинает отсчитываться с момента истечения срока, указанного в предварительном договоре (п. 27 Постановления № 49). То есть получается, что, если в предварительном договоре указан двухлетний срок, а сторона требует заключения основного договора через полгода с момента заключения предварительного, вторая может не заключать его на протяжении полутора лет без всяких последствий. «Мне кажется, это абсурд, но именно так буквально читается данное разъяснение», – подчеркнул Артём Карапетов. Во избежание подобных ситуаций, предполагающих невозможность фиксации факта нарушения предварительного договора на протяжении длительного времени, – эксперт рекомендует указывать в договоре два срока:

Недействительность договора

Появление в кодексе специальной статьи о недействительности договора (ст. 431.1 ГК РФ), как отметил Василий Витрянский, было обусловлено необходимостью искоренить практику признания договоров недействительными по инициативе недобросовестных должников. По его словам, использование всех без исключения правил о недействительности сделок (§2 гл. 9 ГК РФ) к договорам, в том числе связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, привело к тому, что в 90% случаев этой защитой пользовались именно недобросовестные должники, заявляя требование о признании договора недействительной сделкой либо до предъявления законных требований кредитора, например о взыскании неустойки, либо после – путем предъявления встречного иска.

Теперь в кодексе закреплено, что сторона, принявшая от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением предпринимательской деятельности, но не исполнившая при этом свое обязательство (частично или полностью), не вправе требовать признания этого договора недействительным, за исключением ряда случаев (п. 2 ст. 431.1 ГК РФ).

Стоит отметить, что единый изначально проект изменений в ГК РФ, подготовленный на основе Концепции развития гражданского законодательства РФ, предполагал введение в кодекс еще одной новой статьи – «Оспаривание заключенного договора». Таким образом две категории: недействительный договор и договор, признаваемый незаключенным, – четко дифференцировались. Однако в итоговом тексте поправок от данной статьи осталось лишь одно положение – уже упоминавшийся п. 3 ст. 432 ГК РФ, предусматривающий невозможность признания договора незаключенным по требованию стороны, принявшей исполнение или иным образом подтвердившей действие договора.

Тем не менее сочетание обозначенных положений решает поставленную задачу по исключению возможности недобросовестных должников заявлять требования о признании договора недействительным или незаключенным, подчеркнул Василий Витрянский. И все же экспертное сообщество ожидало, что разъяснения о различении понятий недействительность договора и признание договора незаключенным, а также о соотношении новой статьи о недействительности договора и норм о признании недействительной оспоримой сделки, особенно п. 2 ст. 166 ГК РФ, где говорится о недопустимости оспорения сделки стороной, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, по основанию, о котором она знала при проявлении этой воли, будут включены в Постановление № 49. Но этого не произошло. «Тот факт, что в разъяснениях ВС РФ ст. 431.1 ГК РФ не упоминается, – это говорящая тишина, – полагает Андрей Ширвиндт. – Если Суд в принципе предполагал ее разъяснить, то это должно было быть сделано именно в Постановлении № 49, так как мы понимаем, что не будет еще одного постановления Пленума о недействительности договоров. Поэтому можно сделать вывод, что эта статья на данный момент практикой не воспринимается. Пленум ВС РФ по крайней мере хочет вопросы недействительности договоров решать по общим правилам недействительности сделок, а не по ст. 431.1 ГК РФ».

Как видно, мнения представителей экспертного сообщества по вопросам оценки рассмотренных положений Постановления № 49 существенно расходятся. Не исключено, что и позиции судов, применяющих эти разъяснения, могут различаться. Остается надеяться, что практика все-таки позволит выработать единые подходы по наиболее проблемным вопросам применения обновленных общих положений о договоре, особенно по тем, которые прокомментированы недостаточно подробно или вовсе пока не отражены в разъяснениях ВС РФ.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Рецепты полезных блюд и советов
Adblock
detector