На основании чего действует министр в договоре
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какой документ, подтверждающий полномочия стороны, необходимо указать в преамбуле договора: приказ о назначении на должность директора или Устав (Положение)?
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Подписание гражданско-правового договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
На каком основании действует ИП
На основании чего действует ИП в договоре
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
В момент регистрации ИП приобретает определенные права и обязанности, реализовать которые он должен под своим именем, которое включает непосредственно имя, фамилию и отчество (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Это значит, что предприниматель, подписывая договор, должен указывать в нем сведения о том, что он действует в качестве ИП. ИП в договоре действует на основании факта того, что он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.
Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.
На основании какого документа действует ИП после регистрации
Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.
При регистрации гражданина в качестве ИП в ЕГРИП вносится соответствующая запись. В соответствии с п. 3 ст. 11 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ предпринимателю или его представителю выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации в ЕГРИП (так называемая выписка). В нем содержится следующая информация:
Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.
Таким образом, ИП, выступающий в качестве стороны гражданско-правового договора, может включить в текст документа запись следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., лист записи ЕГРИП выдан наименование налогового органа, дата выдачи в формате дд.мм.гггг».
До 2017 года предпринимателям выдавались свидетельства о государственной регистрации. Эти документы действуют и в настоящее время, поэтому при наличии такого свидетельства ИП может включить в договор строчку следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации № … от дд.мм.гггг».
Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.
Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)
Учредительные документы — это документы, на основании которых действуют предприятия и организации. Статус учредительного документа имеет устав компании. В действующем гражданском законодательстве, согласно ст. 52 ГК РФ, термин «учредительные документы» применяется в отношении юридических лиц. Именно поэтому формально индивидуальный предприниматель, который в силу своей правовой природы не является юридическим лицом, не имеет учредительных (уставных) документов.
На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:
Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.
Итоги
Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.
Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя
В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникает вопрос о правовом статусе лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора). В частности, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают ввиду того, что действующее законодательство не дает четкого ответа на вопрос о правовом статусе исполняющего обязанности руководителя.
Предлагаю рассмотреть две ситуации, при которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
Ситуация первая.
В организации есть действующий руководитель и его должность не является вакантной. Руководитель знает, что будет длительное время отсутствовать на рабочем месте (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск или пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из заместителей руководителя). Исполняющий обязанности руководителя на период его временного отсутствия становится главой трудового коллектива организации. Работники должны будут исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью.
Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.
Ситуация вторая.
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее эту должность лицо уволилось по собственному желанию.
Руководитель имеет с юридическим лицом не только гражданско-правовые отношения, но и трудовые. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем.
Руководитель организации в данном случае не исключение. Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить конкретную кандидатуру для занятия должности руководителя, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего обязанности, в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации.
Срок его полномочий, как правило, ограничен временными рамками, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя встречаются случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности многие годы, что, впрочем, не противоречит закону.
В этом случае исполняющий обязанности является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников (акционеров, членов).
Вывод: Если в договоре имеется ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: существует ли исполняющий обязанности при вакантной должности руководителя организации или же он функционирует при действующем руководителе организации.
Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя
Очередную статью для Палаты адвокатов подготовила Елена Моносзон, руководитель проекта КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ.
В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникают вопросы, касающиеся правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора), – в частности вопрос о том, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают потому, что действующее законодательство не дает четкого определения правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя.
Предлагаю рассмотреть две ситуации, в которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
Ситуация первая
В организации есть действующий руководитель, его должность не является вакантной. Руководитель знает, что длительное время его на рабочем месте не будет (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск, пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из его заместителей). Исполняющий обязанности руководителя на период временного отсутствия последнего становится главой трудового коллектива организации. Работники должны исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью. Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.
Ситуация вторая
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее ее лицо уволилось по собственному желанию. Руководитель состоит с юридическим лицом не только в гражданско-правовых, но и в трудовых отношениях. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем, и руководитель организации в данном случае не исключение.
Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить на должность руководителя кандидатуру, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего его обязанности, и в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации. Срок его полномочий, как правило, ограничен, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя бывают случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности руководителя многие годы (что, впрочем, не противоречит закону).
В этом случае исполняющий обязанности руководителя организации является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников организации (ее акционеров, членов).
Вывод
Если в договоре есть ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: функционирует ли он при действующем руководителе организации или при его вакантной должности.
Министр действует на основании
Полномочия Министра и заместителей Министра
1.9. Министр организует работу Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, а также за выработку и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет Министерство в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, подписывает от имени Министерства приказы, распоряжения, договоры, соглашения и другие документы, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
1.10. Заместители Министра представляют Министерство по отдельным направлениям деятельности, организуют и координируют осуществление функций Минюста России в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра (далее — распределение обязанностей), Регламентом и иными актами Министерства, а также поручениями Министра.
1.11. В соответствии с распределением обязанностей заместители Министра в случае предоставления им соответствующих полномочий могут подписывать приказы Министерства или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных Министром доверенностей подписывать от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы.
1.12. В приказе Минюста России о распределении обязанностей указываются:
а) исключительные полномочия Министра;
б) полномочия каждого заместителя Министра;
в) структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и при необходимости учреждения, координацию и контроль деятельности которых осуществляет соответствующий заместитель Министра;
г) схема временного исполнения обязанностей Министра (заместителей Министра) на время отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой;
д) федеральные службы, координацию и контроль деятельности которых обеспечивают соответствующие заместители Министра.
1.13. Заместитель Министра в соответствии с распределением обязанностей и по поручению Министра:
а) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями;
б) координирует и контролирует работу закрепленных за ним структурных подразделений Министерства, дает поручения их руководителям;
в) взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными органами и учреждениями Министерства;
г) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций;
д) рассматривает поступившие в Министерство обращения и другие документы;
е) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись Министру;
ж) согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;
з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами Министерства.
1.14. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой Министра приказом Минюста России назначается исполняющий его обязанности.
В случае временного отсутствия заместителя Министра исполнение отдельных его обязанностей может быть приказом Минюста России возложено на директора департамента Министерства с его согласия.
Система федеральных органов исполнительной власти
Она включает в себя Правительство, министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т. д.). Президент не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культурное развитие страны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. В последнее время получила распространение практика включения в Правительство председателей госкомитетов на том основании, что их статус официально приравнивается к статусу федеральных министров.
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Основными направлениями деятельности Правительства являются разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения; управление федеральной собственностью и др.
Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вторые — индивидуальный. Акты Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам, в противном случае они отменяются Президентом. Нормальным вариантом прекращения полномочий Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным Президентом. Кроме того, Правительство может прекратить свои полномочия досрочно:
Министерства РФ — это центральные органы исполнительной власти. Свою деятельность они осуществляют на основе единоначалия, руководят порученными им отраслями экономики или сферами деятельности. Считается, что государственные комитеты в отличие от министерств осуществляют межотраслевое управление. Поэтому четких критериев отграничения министерств от ведомств (в их число включаются помимо госкомитетов и другие органы исполнительной власти: комиссии, агентства, службы, надзоры), кроме названия, почти не осталось.
Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр), обладающий решающей властью в министерстве и несущий персональную ответственность за его деятельность. Гарантией от произвола министра чаще всего является коллегия министерства, которая имеет совещательное значение и не может принимать обязательных решений. Однако разногласия между министром и коллегией докладываются Правительству.
Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют в масштабах всей Российской Федерации под непосредственным; руководством Правительства РФ (кроме министерств обороны, внутренних, иностранных дел, юстиции, которые подчинены Президенту РФ). Министерства действуют на основании Положения о министерстве, утверждаемого Президентом или по его поручению — Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с организациями других ветвей власти и между собой.
Государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России. Это — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Оперативное руководство организациями, подчиненными госкомитетам, федеральным комиссиям, осуществляет, как правило, их руководитель единолично. Председатели некоторых госкомитетов входят в Правительство.
Федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Общий статус ведомств Российской Федерации в принципе идентичен статусу министерств, только руководители ведомств не входят в Правительство. Подчиняются ведомства Правительству РФ, за исключением Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и некоторых других.
Официальное наименование
Министерство юстиции Российской Федерации
119991, ГСП-1, город Москва, улица Житная, дом 14 Телефон для справок: (495) 955–59–99