на основании чего действует директор ано

На основании чего действует директор ано

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

1. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 18.11.2014 N 30-П.

3. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, федеральная территория или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории или органом местного самоуправления.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 220-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

Источник

На основании чего действует директор ано

Ст. 29 не распространяется на религиозные организации, Госкомпанию «Автодор».

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 29

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:

(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Источник

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

ГАРАНТ:

Положения статьи 29 настоящего Федерального закона не распространяются на:

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ в пункт 1 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 436-ФЗ пункт 3 статьи 29 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Информация об изменениях:

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

Читайте также:  Капиталка двигателя при каком пробеге

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Источник

На основании чего действует директор ано

Ст. 14 не распространяется на религиозные организации, Госкомпанию «Автодор».

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Абз. 5 п. 3 ст. 14 не применяется к органам госвласти, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, их территориальным органам (ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

4. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.

Источник

Автономная некоммерческая организация: основные аспекты создания и государственной регистрации

Одной из наиболее популярных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, создаваемых в последнее время, является автономная некоммерческая организация (далее – АНО), основное предназначение которой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключается в предоставлении услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

В соответствии с полномочиями, возложенными федеральным законодательством, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе АНО, создаваемых на территории Республики Хакасия.

Так в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Республики Хакасия по состоянию на 01.12.2019 содержатся сведения о 49 АНО, из которых 20 зарегистрировано Управлением в 2019 году.

В правовом отношении создание и деятельность АНО регламентируются статьями 48-60.1, 61-65, 123.24-123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Согласно §7 ГК РФ АНО относится к некоммерческим унитарным организациям, которые не имеют членства и могут быть созданы по решению одного учредителя.

Создание юридического лица проходит две стадии.

Первой стадией является волеизъявление учредителей (учредителя), которое опосредуется решением о создании и утверждением устава.

Таким образом, основными документами, свидетельствующими о создании АНО, являются: решение единственного учредителя либо протокол собрания учредителей об учреждении юридического лица и устав.

Вторая стадия – государственная регистрация.

Согласно общему правилу АНО считаются созданными и приобретают свою правоспособность с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о ее создании.

1. Создание автономной некоммерческой организации

Основные требования к уставу и порядку деятельности АНО содержат ГК РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

Учредителями АНО могут выступать полностью дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации и (или) юридические лица. Требований к количественному составу учредителей АНО действующее законодательство не предъявляет.

1.1. Решение об учреждении АНО

Согласно ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (в данном случае решение оформляется в виде протокола собрания учредителей).

В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. Также логичным было бы отражение в решении адреса, по которому будет располагаться создаваемое юридическое лицо.

Кроме того, глава 9.1 ГК РФ содержит общие требования к оформлению решений собраний. Требования к содержанию решения о создании некоммерческой организации предусмотрены п. 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее по тексту – Административный регламент).

Так согласно требованиям действующего законодательства, в протоколе о создании АНО должны быть указаны:

— дата, время и место проведения учредительного собрания;

— список учредителей – участников учредительного собрания;

— сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, председателя и секретаря учредительного собрания);

— существо принятых решений;

— результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

— сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

— сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;

— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

— фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря учредительного собрания, ответственных за составление протокола.

1.2. Устав АНО

В соответствии с п. 4 ст. 52, ст. 123.24-123.25 ГК РФ, ст.ст. 3, 4, п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 14, п.п. 1, 2 ст. 24, п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 28, пп. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устав АНО должен содержать сведения:

— о ее наименовании, включающее слова «автономная некоммерческая организация» и содержащее указание на характер деятельности (т.е. отражать цели и виды деятельности организации);

— о месте ее нахождения;

— о предмете (видах деятельности) и целях деятельности;

— о возможности осуществления приносящей доход деятельности и перечне видов такой деятельности;

— о порядке управления деятельностью АНО (состав органов АНО, порядок их образования, компетенция, порядок принятия ими решений, срок их полномочий);

— о правах и обязанностях учредителя (учредителей), его (их) исключительная компетенция;

— о филиалах и представительствах;

— об источниках формирования имущества АНО в том числе о порядке регулярных поступлений от учредителя (учредителей), если они являются одним из источников формирования имущества АНО;

— о порядке внесения изменений в учредительные документы;

— о порядке использования имущества в случае ликвидации;

Читайте также:  муж не хочет беременную жену что делать

— о символике АНО (эмблеме, гербе, иных геральдических знаках, флагах и гимнах) с обязательным ее описанием (при ее наличии);

— о порядке осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны учредителя (учредителей).

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В соответствии с п. 3 указанной статьи адрес юридического лица в пределах его места нахождения указывается в ЕГРЮЛ.

Таким образом, в уставе в качестве места нахождения АНО, зарегистрированной на территории Республики Хакасия, указывается только наименование населенного пункта без указания на иные адресные объекты, например: «Республика Хакасия, г. Абакан» или «Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Анчул».

В соответствии с действующим законодательством в уставе АНО должны быть исчерпывающе определены цель и предмет деятельности организации.

При определении предмета деятельности АНО следует обозначить виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться цель АНО.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, перечень видов деятельности некоммерческой организации как в целом, так и в части видов приносящей доход деятельности, должен быть исчерпывающим и соответствовать целям АНО.

Следует обратить внимание, что понятие «приносящая доход деятельность» является общим родовым понятием, которое включает две категории: предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность, не являющуюся предпринимательской.

Для АНО особенность данного разделения заключается в следующем. П. 5 ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, только путем создания для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ или участия в них.

При этом в качестве одного из источников формирования имущества АНО в уставе указывается доход от предпринимательской деятельности, который будет выражаться в доходе, полученном АНО от ее участия в хозяйственном обществе.

Приносящую доход деятельность, не являющуюся предпринимательской, АНО вправе осуществлять без создания или участия в хозяйственных обществах.

Таким образом, наличие в уставе АНО формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания перечня дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающий открытый перечень целей и видов деятельности, а также осуществление АНО деятельности, выходящей за рамки отраженных в уставе целей и видов деятельности, недопустимо.

Также следует иметь ввиду, что полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации, и может быть направлена лишь на достижение целей организации.

Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Таким образом, в случае осуществления АНО приносящей доход деятельности, учредителем (учредителями) формируется имущество для осуществления такой деятельности в размере не менее 10 000 (Десяти тысяч) рублей, что в свою очередь должно найти отражение в протоколе учредительного собрания.

Отдельно следует остановиться на особенностях функционирования АНО.

В соответствии с п. 1 ст. 123.25 ГК РФ управление деятельностью АНО осуществляется учредителями (учредителем) в порядке, установленном уставом.

Согласно положениям п.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 3 ст. 123.25 ГК РФ в АНО в обязательном порядке формируются два органа: высший орган управления и единоличный исполнительный орган. Формирование каких-либо иных органов для АНО действующим законодательством не предусмотрено, но может быть введено уставом организации.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что по решению учредителей (учредителя) АНО в организации может быть создан один или несколько постоянно действующих коллегиальных органов, компетенция которых устанавливается уставом АНО.

Следовательно, высший орган управления АНО может быть как коллегиальным (например, Собрание учредителей, Правление, Общее собрание, Совет и т.д.), так и единоличным в лице единственного учредителя АНО.

При этом коллегиальный высший орган управления может состоять из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом, утвержденным учредителем (учредителями) АНО.

Компетенция высшего органа управления для всех некоммерческих организаций предусмотрена п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой к компетенции высшего органа управления АНО относится:

— определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;

— изменение устава АНО;

— определение порядка приема в состав учредителей новых лиц;

— образование органов АНО и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности АНО;

— принятие решений о создании АНО других юридических лиц, об участии АНО в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств АНО;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации АНО, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

— утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора АНО.

Законодательная конструкция организационно-правовой формы АНО предполагает для учредителей активную и значимую роль в ее деятельности.

В случае если в соответствии с уставом высшим органом управления АНО не являются учредители (учредитель), отдельно выделяется их компетенция, несмотря на то, что часть вышеперечисленных вопросов в соответствии с положениями п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отнесена к исключительной компетенции высшего органа управления.

При этом следует иметь в виду, что ст.ст. 123.24-123.25 ГК РФ и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривают исключительную компетенцию учредителей (учредителя) АНО, к которой отнесено принятие решений о:

— преобразовании АНО в фонд;

— принятие в состав учредителей новых лиц;

— определение порядка управления АНО;

— создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);

— назначение единоличного исполнительного органа;

— порядке осуществления надзора за деятельностью АНО.

Таким образом, указанными нормами предусмотрены вопросы, решения по которым принимаются исключительно всеми учредителями АНО при соблюдении порядка принятия решений собраний, предусмотренного главой 9.1 ГК РФ, или единственным учредителем.

Порядок принятия решений, отнесенных к исключительной компетенции учредителей АНО, устанавливается ее уставом. Однако законодателем установлено единственное ограничение – так согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» прием новых лиц в состав учредителей АНО может быть произведен исключительно по единогласному решению всех действующих учредителей АНО.

П. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для учредителей АНО также предусмотрено правомочие по осуществлению надзора за деятельностью АНО в порядке, предусмотренном уставом. Порядок осуществления данного надзора определяется учредителями на свое усмотрение. Надзор может осуществляться как непосредственно учредителями, например, путем утверждения отчетов о деятельности Организации, подготавливаемых органами АНО, так и посредством избрания ревизионных органов.

Согласно п. 3 ст. 123.25 ГК РФ учредители (учредитель) АНО назначают единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Сведения о единоличном исполнительном органе (далее – руководитель) подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ как о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

На практике зачастую возникает проблемный вопрос с отражением в уставе передачи полномочий (части полномочий) руководителя на случай его временного отсутствия третьему лицу.

Следует иметь в виду, что часть полномочий может быть передана действующим руководителем на случай его временного отсутствия (отпуск, больничный и т.п.) по выданной им доверенности другому лицу.

Если же, ввиду длительного незапланированного отсутствия руководителя, имеется необходимость передать весь объем полномочий другому лицу, даже временно, то необходимо принять во внимание следующее. По доверенности не может быть передан весь объем полномочий руководителя. Полномочия руководителя возникают у лица после избрания его таковым высшим органом управления. С этого момента лицо наделяется полномочиями единоличного исполнительного органа организации и приобретает соответствующие права и обязанности, установленные уставом. Таким образом, перепоручение другому лицу всего объема прав и обязанностей руководителя возможно исключительно в том порядке, который установлен законодательством для его назначения (то есть, по общему правилу – путем избрания его таковым высшим органом управления) с последующей обязательной государственной регистрацией данных изменений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе обязательно указывается порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. При этом согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество согласно положениям устава может быть направлено:

— на цели, в интересах которых было создано АНО;

— на благотворительные цели;

— на цели, в интересах которых было создано АНО и благотворительные цели.

Таким образом, выше изложены основные требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, предъявляемые к документам АНО.

2. Государственная регистрация автономной некоммерческой организации

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом государственная регистрация АНО производится с учетом специального порядка, установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Этапы государственной регистрации АНО можно разделить на три относительно самостоятельные части:

1) представление документов на регистрацию в Управление;

2) правовая экспертиза документов и принятие Управлением решения;

3) выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию АНО, или направление уведомления об отказе в государственной регистрации АНО.

АНО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее уставом.

2.1. Представление документов на регистрацию в Управление

Для осуществления государственной регистрации АНО при ее создании необходимо представить в Управление ряд документов, перечень которых установлен ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам содержит Административный регламент.

Также, Приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – приказ ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@) утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации.

Таким образом для государственной регистрации АНО при его создании в Управление представляются следующие документы:

Читайте также:  мальчиш кибальчиш о чем это произведение

2) учредительный документ некоммерческой организации (устав) в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах (предоставляется по форме № Р11001 (лист А, Б), утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@);

5) информация об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (указывается в соответствующей графе заявления по форме № Р11001, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@);

Также в заявлении по форме № Р11001 к заполнению подлежат листы, содержащие сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (лист Е); сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лист Ж); сведения о заявителе (лист И).

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании АНО.

С формой заявления № Р11001, образцом заполнения данной формы и перечнем документов, предоставляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций, имеется возможность ознакомиться на официальном сайте Управления http://to19.minjust.gov.ru в подразделе «Перечень и формы документов» раздела «Государственная регистрация некоммерческих организаций».

В соответствии с целями и видами деятельности АНО должны выбираться коды видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), подлежащие внесению в ЕГРЮЛ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Заявленные организацией ОКВЭД, которые указываются в листе «Ж» к заявлению № Р11001, должны в полной мере отображать весь перечень видов деятельности АНО согласно ее устава.

Необходимо отметить, что заявление по форме № Р11001 оформляется с учетом положений Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 13 к приказу ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@).

Основные требования, предъявляемые к заполнению формы № Р11001:

— Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

При использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения печать знаков должна выполняться заглавными буквами, шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, черным цветом. Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного, фиолетового или синего цвета заглавными печатными буквами.

— Для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, используются три поля, разделенные знаком «.» («точка»). Заполнение показателя осуществляется слева направо в соответствии с цифровым значением кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). При этом указывается не менее четырех цифровых знаков кода.

— Номер телефона, который указывается в форме заявления, должен представлять собой номер мобильной связи или стационарного телефона. Номер телефона указывается в формате: код страны (например, «+7»), код города (до 5 знаков) или код мобильного оператора связи (до 3 знаков), номер телефона без пробелов, прочерков, скобок.

— Текстовые поля формы заявления заполняются слева направо, начиная с крайнего левого знакоместа. При написании текстового значения, состоящего из нескольких слов либо слов, цифр, знаков, которые должны быть написаны слитно, пустое знакоместо между такими словами (цифрами, символами) оставаться не должно. При написании текстового значения, состоящего из нескольких слов либо слов, цифр, символов, между словами (цифрами, символами), которые должны быть написаны раздельно, должно оставаться одно пустое знакоместо. Если слово (цифра, знак) закончилось на последнем знакоместе строки, то написание следующего слова (цифры, знака), которое пишется раздельно с предыдущим словом (цифрой, знаком), начинается со второго знакоместа следующей строки, а первое знакоместо остается незаполненным (пустым).

— При написании адреса используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов».

— Незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в территориальный орган ФНС России заявления включать не требуется.

Согласно пп. 1. п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

В соответствии с п. 67 Административного регламента заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Необходимая информация о порядке предоставления Управлением государственной услуги о государственной регистрации некоммерческих организаций через Единый портал государственных и муниципальных услуг содержится на сайте Управления в подразделе «Услуги в электронной форме» раздела «Государственная регистрация некоммерческих организаций».

Следует обратить внимание, что в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления в Управление документов в форме электронных документов государственная пошлина за государственную регистрацию АНО при создании не уплачивается.

Исходя из положений ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае невозможности подачи документов для государственной регистрации создания юридического лица лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, необходимое для государственной регистрации заявление по форме № Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Согласно п. 41 Административного регламента все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Согласно п. 2 Административного регламента заявителем при государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе АНО, в связи с ее созданием выступает либо единственный учредитель, либо, в случае учреждения АНО двумя и более лицами, один из учредителей, уполномоченный на совершение необходимых действий учредительным собранием.

2.2. Правовая экспертиза документов и принятие Управлением решения

На проведение правовой экспертизы представленных документов на государственную регистрацию АНО при ее создании Управлению отведено 12 рабочих дней.

Обращаем внимание, что регистрация некоммерческих организаций носит не уведомительный характер. Все предоставляемые документы проходят правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

Срок для принятия Управлением решения о государственной регистрации АНО не может превышать 13 рабочих дней.

Конечным результатом предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании является государственная регистрация данной организации. Согласно п. 8 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в данный реестр.

Соответственно, если после прохождения экспертизы документов вопрос о государственной регистрации решился положительно, то Управление принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи в ЕГРЮЛ. В течение 5 рабочих дней налоговый орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а затем не позднее рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление.

Общий срок предоставления государственной услуги без учета времени на исполнение функций налоговым органом не может превышать 17 рабочих дней.

Если вопрос о государственной регистрации решился отрицательно, то Управление принимает решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 50 Административного регламента Управление имеет право отказать в государственной регистрации некоммерческой организации по следующим основаниям:

— учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

— ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

— ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

— выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

— если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

— если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

— если в установленный решением о приостановлении государственной регистрации срок заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации (в соответствии с п. 1.1. ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 75 Административного регламента, ненадлежащее оформление документов, представляемых на государственную регистрацию, для некоммерческих организаций в организационно-правовой форме АНО является основанием для однократного приостановления государственной регистрации на срок до трех месяцев).

В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина не возвращается.

2.3. Выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию АНО, или направление уведомления об отказе в государственной регистрации АНО

В соответствии с п.п. 86, 104, 106, 107 Административного регламента при государственной регистрации АНО при создании Управление, предварительно сообщив заявителю по телефону о готовности документов к выдаче, в течение 3 (трех) рабочих дней выдает заявителю следующие документы:

— свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, заверенное Управлением;

— устав АНО, заверенный Управлением;

— свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, заверенное налоговым органом;

— листы записи ЕГРЮЛ о внесении записи о создании юридического лица и об учете юридического лица в налоговом органе;

Если вопрос о государственной регистрации решился отрицательно, то в соответствии с п.п. 89, 94, 95, 109 Административного регламента в адрес заявителя направляется уведомление об отказе в государственной регистрации.

Интересующую информацию по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций Вы можете также получить в порядке устной консультации по телефону 8(3902)215-127, либо при личном обращении по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, д. 82, 1 этаж, кабинеты 2, 3.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Рецепты полезных блюд и советов
Adblock
detector