на обрыве что возвышался сзади чернела одинокая

Презентация по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными» (9 класс)

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели: уметь опознавать … формировать умение строить …

Цели: уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП; формировать умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев. (В.Арсеньев) 2.Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф.Достоевский) 3.Только теперь мы заметили, где находились. (Г.Федосеев) 4.Важно было то, что его никто не заметил. (М.Горький) Работа в парах.

1.Слышно было, (как ветер трепал кусты деревьев). (В.Арсеньев) 2.Он знал, (что основа всего – нравственность). (Ф.Достоевский) 3.Только теперь мы заметили, (где находились). (Г.Федосеев) 4.Важно было то, (что его никто не заметил). (М.Горький) Работа в парах. СПП с придаточными изъяснительными

Союзы: что, как, будто, чтобы; союзные слова, частица – ли Падежные вопросы После главного, реже перед главным Глаголы речи, мысли, чувства; реже другие части речи То, тот Ключевые слова Цель Результат Отвечают Установить вопросы Присоединяются Определить средства связи Находится Узнать, какое место занимают Поясняет Выяснить, какое слово поясняют Указательное слово Узнать, может ли быть указательное слово

Упражнение 109 (1ч), стр. 51

1.Эти люди знали ( ) как не любят Лермонтова при дворе. 2. Приятно было смотреть ( ) какие они загорелые, независимые. 3. Уверен ( ) что он справится с заданием. 4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас. 5. Что волки жадны всякий знает ( ). 6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ). 7. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

1.Эти люди знали ( что? ), (как не любят Лермонтова при дворе). 2. Приятно было смотреть ( на кого?), (какие они загорелые, независимые). 3. Уверен ( в чем? ), (что он справится с заданием). 4. Известно ( что?), (что слоны в диковинку у нас). 5. (Что волки жадны), всякий знает ( что? ). 6.( Сколько он так просидел), трудно сказать ( О чем? ). 7. Он поинтересовался ( о чем?), (крепка ли наша дружба).

1. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья. (И. Бунин) 2. Им казалось что город устал от зимы. (Д. Гранин) 3. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь. 4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры каких не услышишь даже в кругу друзей. 5. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин) Задание: распределите номера предложений на группы (знаки препинания не расставлены): СПП с придаточными определительными СПП с придаточными обстоятельственными

6. В бурные осенние ночи когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра ужас разливался от старого замка. (В. Короленко) 7. Узнайте пожалуйста когда прибывает поезд из Самары. 8. Следователь догадался где может скрываться преступник. 9. Я уже знаю кто будет сегодня петь. 10. Кто сеет да веет тот не обеднеет. (Пословица). Задание: распределите номера предложений на группы (знаки препинания не расставлены): СПП с придаточными определительными СПП с придаточными обстоятельственными

1) № 1, 3, 4, 6, 10. 2)№ 2, 5, 7, 8, 9. Ключ

1.Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности. 3.Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский. Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

1.Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности. 3.Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский. Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главном предложении сложноподчиненного предложения. 2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению только при помощи союзов. 3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой. 4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь. да нет да да

Цели: уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП; формировать умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

повторили….. познакомились….. установили….. встретились с трудностями….. будем работать над…… Мы

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался. ОГЭ Банк ФИПИ 3, 4

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Читайте также:  мексиканский сахарный танец что это

a loader

Номер материала: ДБ-1244009

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

placeholder

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Выбранный для просмотра документ СПП с придаточными изъяснительными.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

* Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными ГУО «Средняя школа №18 г.Могилева» 2016 Парадник Инесса Васильевна учитель русского языка и литературы

* Ум, несомненно, первое условие для счастья. Софокл

* Опрос по пройденным темам. 1. На какие группы делятся СПП по их значению? 2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения? 3. Как различить союз и союзное слово? 4. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

* Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

* Изучив параграф 17, составьте таблицу СПП с придаточными изъяснительными 1. Вид придаточного 2. Вопросы 3.К чему относится в главной части 4. Средства связи. 5. Возможны указательные слова.

* 1. Вид придаточного Изъяснительное 2. Вопросы Косвенных падежей 3.К чему относится в главной части К словам со значением речи, мысли, действия, чувства 4. Средства связи. Союзы что, чтобы,будто и др. Союзные слова что, где, сколько, когда и др. 5. Возможны указательные слова. Тот, такой

* 1.Эти люди знали ( ) как не любят Лермонтова при дворе. 2. Приятно было смотреть ( ) какие они загорелые, независимые. 3. Уверен ( ) что он справится с заданием.

* 4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас. 5. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь 6. Будьте добры к тем( ) кто занимает более скромное место в жизни.

* Ключ к распределительному цифровому диктанту I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

Деловая игра «Корректор» 1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. 2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. *

* Притча о счастье Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. О чем эта притча? Как вы ее поняли? Что такое счастье на ваш взгляд? Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными

Конструирование предложений с придаточными изъяснительными. Я убеждён в том, … Я считаю, … Я согласен с тем, … Могу с уверенностью сказать, … Мне интересна мысль, … *

* Ум, несомненно, первое условие для счастья. Софокл

* Подведем итоги Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы … К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи … словам со значением речи, мысли, действия косвенных падежей подчинительных союзов и союзных слов

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 9 классе.docx

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цели и задачи урока:

1.Формировать умения правильно квалифицировать придаточную изъяснительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, строить схемы сложноподчиненных предложений с придаточной изъяснительной, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточной изъяснительной.

2.Развивать навыки критического мышления при усвоении информации.Находить закономерности в построении сложноподчиненных с разными видами придаточных, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

3. Прививать любовь к русскому языку и русской литературе, воспитывать дружелюбные отношения между учащимися, поощрять стремление к совместной деятельности и взаимопомощи. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о счастье.

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор;экран, презентация к уроку.

Организационный момент. Оформление работ в тетрадях. (тема не записывается)

-Закройте глаза, вспомните о чем–то очень хорошем и улыбнитесь. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. В любом деле главное – доброе начало.

Читайте также:  Замена масла в двигателе вакуумом

— В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных.(слайд1)

3.Лигвистическая разминка.Орфографическая пятиминутка.

Кодированный диктант. Слайд №3,4(проверка по ключу слайд 5,6)

Тёмное время суток – ночь.

Специалист с высшим медицинским образованием, лечащий больных – врач.

Небольшой грызун с острой мордочкой и длинным хвостом- мышь.

Украшение с застёжкой, прикалываемое к одежде – брошь.

Один из первых весенних цветов- Ландыш

Металлический стержень с вырезами для отпирания и запирания замка – ключ

-Скажите чем слово ключ отличается от остальных слов (оно многозначное 1-ключ открывает, 2-музыкальный ключ, 3-ключ бьет из земли, сдать дом под ключ-в полной готовности

III .Актуализация прежних знаний

Фронтальный опрос (слайд 7)

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

3. Как различить союз и союзное слово?

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

4.Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.

— Прослушайте предложения. Какие из них можно считать законченными:

Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.

Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главному? (В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения)

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)

Тема ( слайд 8, сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска и записывается в тетради .)

IV .Изучение нового материала.(слайд 9)

1. Вид придаточного

3. К чему относится в главной части

К словам со значением речи, мысли, чувства

Союзные слова:, что, где, когда, какой, сколько союзы что, чтобы, будто

5. Возможны указательные слова.

Сравните СПП с придаточной определительной и СПП с придаточной изъяснительной.

Составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы:

К чему относятся придаточные изъяснительные?

Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

3.Презентация опорной схемы (слайд 11)

hello html m68d7aae9

VI . Первичное закрепление.

Цель: Научиться определять, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному. Составлять схему слайд 8,9

Работа по вариантам.

1вариант(1,2,3предложение) ; 2вариант( 4,5,6прдложение)

Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному..Составьте схему (слайды12,13)

1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен ( ), что он справится с заданием.

4. Известно ( ), что слоны в диковинку у нас.

5. Боюсь предугадать ( ), какова будет его реакция и волнуюсь.

VI . Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант (слайды14,15).

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

Следователь догадался, где может скрываться преступник.

Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Взаимопроверка по Ключу(обмен тетрадями)(слайд 16)

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

Деловая игра «Корректор» (слайд 17)

Цель: формировать нормы правильной литературной речи;

Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)

2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)

3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)

3.Работа с учебником по вариантам

Упражнение 136 стр.94

Цель: Научиться перестраивать простые предложения в СПП с придаточной изъяснительной

1 вариант выполняет 1,3 предложение

2вариант выполняет 2,4 предложение

1.[Знак «Уступить дорогу» указывает], ( что необходимо пропустить транспортное средство, следующее по пересекаемой дороге).

2.[Знак «Скользкая дорога» предупреждает], ( что начинается опасный участок дороги с повышенной скользкостью дорожного покрытия).

3.[Преподаватель требует], (чтобы студенты были внимательны на лекциях).

4.[Меня спросили ],(какие у меня планы на каникулах).

Читайте также:  Двигатель с внешней камерой сгорания

2.Следующее-прич.,действ.,наст.вр. несов., п.ф.,ед.ч., ср.р.

4.Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.

1.Притча о счастье (видео или прочитать,слайд 18)

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

О чем эта притча? Как вы ее поняли? Что такое счастье на ваш взгляд?Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции ( слайд 19 )

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

Ум, несомненно, первое условие для счастья.

VII .Итог урока. ( У каждого на столе карточка с таблицей )

— Используя таблицу, расскажите об особенностях СПП с придаточными изъяснительными:

а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;

б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;

в) как располагается придаточная часть по отношению к главной?

Составьте предложения(5-6) – пожелания, используя СПП с придаточной изъяснительной по теме «Дружба». Например, Мне хочется, чтобы со мною рядом всегда были друзья.

Источник

Помогите пожалуйста сделать русский!

2 вариант.
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных предложений, постройте схемы.

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы.

2. Как весел грохот летних бурь когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь.

3. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба.

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе чернела одинокая скамья.

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

6. Копыта глаза оскал нового коня всё было изящно и резко выражено как бывает только у лошадей самой чистой крови.

7. На обочине, куда только падали лучи солнца снег переливался, искрился.

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись.

9. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть есть ли корм у лошадей.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть, есть ли корм у лошадей. [ ], (ли. ) придаточное изъяснительное

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы.

2. Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь.

3. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба.

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе, чернела одинокая скамья.

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

6. Копыта, глаза, оскал нового коня- всё было изящно и резко выражено, как бывает только у лошадей самой чистой крови.

7. На обочине, куда только падали лучи солнца, снег переливался, искрился.

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись.

9. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть, есть ли корм у лошадей.

Источник

Помогите пожалуйста сделать русский!

2 вариант.
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных предложений, постройте схемы.

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы.

2. Как весел грохот летних бурь когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь.

3. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба.

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе чернела одинокая скамья.

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

6. Копыта глаза оскал нового коня всё было изящно и резко выражено как бывает только у лошадей самой чистой крови.

7. На обочине, куда только падали лучи солнца снег переливался, искрился.

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись.

9. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть есть ли корм у лошадей.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть, есть ли корм у лошадей. [ ], (ли. ) придаточное изъяснительное

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы.

2. Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь.

3. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба.

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе, чернела одинокая скамья.

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

6. Копыта, глаза, оскал нового коня- всё было изящно и резко выражено, как бывает только у лошадей самой чистой крови.

7. На обочине, куда только падали лучи солнца, снег переливался, искрился.

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись.

9. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть, есть ли корм у лошадей.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector