Почему на обиженных воду возят
Значение одних крылатых выражений в дополнительных пояснениях, как правило, не нуждается, смысл же других, несмотря на то, что они регулярно произносятся по определённому поводу, так и остаётся тайной за семью печатями.
Как старая кобыла
Мало кто в состоянии объяснить, почему, собственно, «на обиженных воду возят» и вообще русский ли это фразеологизм? Ведь не в нашей ментальности ещё больше унижать и так страдающего человека!
А дело, оказывается, в несколько другом. Для начала следует отметить, что в целом ряде отечественных крылатых выражений имеются две или даже три части, но используется, как правило, только одна. Это касается и рассматриваемого фразеологизма. Полностью он звучит так: «На обиженных воду возят, а на обидчиках огонь». Это так называемый устоявшийся вариант. Но имеется и более ранний — «На гневливых (сердитых) воду возят, а на надутых — кирпичи».
Ещё более непонятно, правда? Поэтому будем «танцевать» от более близкого нам по времени варианта, не касаясь при этом обидчиков и огня. Связан он с перевозкой воды лошадьми. Это сейчас у горожан, да и у многих сельских жителей имеется водопровод, а раньше доставкой воды занимались специальные водовозы — бочки, установленные на телеги. При этом тащили их по городским улицам, как правило, «списанные лошади, уже не имевшие сил работать в поле и, что называется, обиженные Богом. И в этом контексте искомая фраза, призывающая обиженного человека не уподобляться старой кобыле, звучит уже более понятно.
Теперь можно обратиться и к первоначальному варианту с ключевыми словами «сердитый» и «надутый». Здесь уже речь шла отнюдь не о лошадях. Согласно литературным источникам, не подкреплённым, кстати, историческими документами, в эпоху Петра I людей, прилюдно гневавшихся, надувавшихся от важности, не имея на то оснований, а также жаловавшихся в различные инстанции на нанесённые им обиды, власти, исполнявшие волю государя-реформатора, наказывали особым образом. Их заставляли впрягаться в телегу вместо тяглового животного и развозить весь день воду потребителям или кирпичи строителям. Считалось, что таким образом они остудят свой неуёмный пыл и успокоятся.
Изобретательные черти
Имеется, правда, и ещё одно объяснение происхождения известного выражения — мистически-религиозного плана. Связано оно с самоубийцами. С одной стороны, в прошлом тела таких людей, «сильно обиженных на Бога и жизнь», хоронили исключительно за оградой кладбищ, поскольку церковь категорически запрещала осквернять подобными захоронениями погосты.
С другой же стороны, согласно народным верованиям, самоубийцы после своей смерти ни в чистилище, ни в рай уже не попадали, прямиком проваливаясь в ад — в услужение к чертям. Ну а те вытворяли с «обиженными» всё, на что хватало их нечистой фантазии. В том числе и запрягали в телегу, чтобы беспрерывно возить в бочках воду для котлов, в которых вечно варились более серьёзные грешники.
На обиженных воду возят — история вопроса
Реже всего у них просят прощения, хотя именно этого обиженным хочется больше всего. А вообще-то на обиженных воду возят — помните такую пословицу? Она родилась вот каким образом.
Петр Первый (кто ж еще) страсть как не любил всяких обиженных. Да, именно обиженных, а не обидчиков. С чего бы это у него был такой нравственный перекос в сознании — непонятно, то ли потому, что сам царь-батюшка много кого пообижал и наблюдал обиженных каждый день сотнями, то ли потому, что считал чувство обиды деструктивной эмоцией, а деструктиву император российский зело не любил.
Поэтому для тех, кто публично высказывал свою обиду, пыхал злостью на обидчика, грозился отомстить и всячески распалялся, было придумано креативное наказание: на плечи обиженному возлагали коромысло, на коромысло вешали два ведра ледяной воды — и заставляли голубчика бегать вокруг пруда. Чтобы охладился.
А еще говорят, было так. В старину воду по водопроводу пускали только на загнивающем Западе, на святой Руси же возили бочками.
В белых бочках — чистую питьевую, в желтых — похуже, для мытья посуды и голов, в синих — самую нехорошую, техническую, для уборки и других черных нужд. Вода в белых бочках, понятное дело, стоила подороже, в синих — вообще копейки. Ну, и понятно, что делали нечистые на руку водовозы: наливали в белые цистерны воду для синих.
Таких бизнесменов быстро вычисляли, потому что среди населения немедленно начинались эпидемии от диареи до лихорадки, отбирали у них лошадей в пользу пострадавших и заставляли бочку везти на себе через весь город (хотя лично я бы просто порвала бы на кусочки). Так и повелось: обиделся? Сам виноват. Бери свою бочку и тащи.
Лучше всех про обиды сказал Иоанн Златоуст. Он пообещал от имени высших сил, что обижающие — будут, а обиженных — не будет, ибо каждая обида, которую тебе нанесли, засчитывается небесным судом либо в уплату за твой какой-нибудь грех, либо за другую какую обиду, которую ты когда-то кому-то причинил. То есть, выходит, чем больше тебя обижают — тем ты чище перед небесами. Ну, или слишком много чего нужно отработать — нагрешил, батюшка, чего ж теперь обижаться.
В общем, прав был Петр Первый. Деструктивное это дело — обида.
Какой смысл поговорки «На обиженных воду возят»?
Это выражение мы слышим довольно часто, да и сами порой повторяем, желая выразить пренебрежение чувствами человека, которому вольно или невольно нанесли оскорбление. Каков же истинный смысл поговорки «На обиженных воду возят»? Проанализировав все известные варианты, попробуем обобщить их и найти наиболее приемлемый ответ.
Призыв к сдерживанию негативных эмоций
Как известно, гнев и уныние входят в список семи смертных грехов. Тот, кто часто сердится и обижается, наносит вред собственному психическому здоровью, истощает свои душевные силы, навлекает на себя немилостью Божью. Исходя из этого христианского постулата, рассмотрим, какой смысл поговорки «На обиженных воду возят» мог иметься в виду, когда кто-то пытался образумить чрезмерно эмоционального собеседника.
Во-вторых, если представить, что поговорка возникла в среде ремесленников, занимающихся перевозкой различных товаров, – здесь могло скрываться предупреждение о потере выгодных заказов. Действительно, кто же доверит вспыльчивому извозчику доставку хрупкой посуды или какого-то другого ценного груза? Обиженному на весь белый свет, сердитому и неуравновешенному товарищу прямая дорога в водовозы. Если и расплещет водицу – невелика потеря.
Укрощение строптивых животных
Во времена, когда лошади были и средством передвижения, и тягловой, и пахотной силой, их характеру уделялось особое внимание. Покладистая коняга – верный друг и помощник, а строптивую да сердитую лошадку отправляли на задний двор, использовали для различных хозяйственных работ. Не исключено, что именно отсюда вытекает смысл поговорки «На обиженных воду возят». Известно, что одно из продолжений фразы звучит так: «. а на добрых (то есть на хороших, послушных лошадях) сами катаются».
Развивая эту версию, можно предположить, что дело касалось породистых скакунов, участвовавших в бегах и выставках. Забракованных по каким-либо причинам коней ждала незавидная участь – их запрягали в плуг, соху или приспосабливали для перевозки различных грузов.
Почему в пословицу закралась именно вода? Большинство работ носило сезонный характер: землю пахали весной да осенью, дрова можно было заготовить заранее. А вот ремесло водовоза требовало быть на своем посту каждый день, в любое время года, терпеть жару и холод. Чем не способ укротить строптивый характер?
«Отдам лошадку в хорошие руки»
Придерживаясь предыдущей точки зрения, можно еще раз попытаться объяснить, что означает смысл поговорки «На обиженных воду возят» применительно к лошадям. Представим, что коник служил верой и правдой своим хозяевам, а когда состарился, был отдан в услужение водовозу. Здесь эпитет «обиженный» мог означать «заезженный», «уставший».
Это на Диком Западе загнанных лошадей пристреливают, у нас же определяют на неквалифицированный труд, где не нужна особая скорость и сила. Очевидно, что молодых здоровых коней для подобных работ использовать было нецелесообразно и слишком расточительно.
Нечистые на руку петербуржские торговцы водой
В некоторых литературных источниках приводится логичное на первый взгляд объяснение, истолковывающее смысл поговорки «На обиженных воду возят». Якобы при Петре I уличных торговцев, замеченных в завышении цен или продаже технической воды вместо питьевой, заставляли брать в руки оглобли и развозить воду без помощи тягловых животных. Точно такое же наказание ждало доморощенных коммерсантов, которые невежливо обходились с покупателями или жестоко обращались со своими лошадьми.
Абсолютно не понятно, каким образом этот исторический факт повлиял на смысл поговорки «На обиженных воду возят». Почему грубияны и мошенники вдруг названы обиженными? Языковеды поясняют, что могла произойти трансформация понятий: гневливый – сердитый – надутый – обиженный.
Буйные нравом бояре да дворяне
Продолжая наше исследование, вновь вернемся в петровские времена. Говорят, что царь-преобразователь очень не любил, когда кто-то прилюдно выражал свой гнев, выставлял напоказ обиды. Таким несдержанным подданным полагалось несколько раз пробежаться от ближайшего водоема до порожней бочки с коромыслом, дабы наполнить емкость студеной водицей и остудить свой пыл.
Вариация на тему загробного мира
Отраженное в некоторых религиозно-мифологических писаниях, в народе и по сей день существует представление об устройстве ада и рая. Как известно, грешникам суждено вечно гореть в адском пламени. Вполне возможно, что додумывались и различные детали этого процесса. Например, предполагалось, что люди, терпящие обиды и унижения в земной жизни, если и не попадут в рай, то будут брошены на менее «жаркие участки» чистилища. Кто-то же должен дрова для дьявольского костра заготавливать или окатывать водой души помилованных грешников.
Отталкиваясь от этой версии, можно раскрыть еще и такой, довольно интересный смысл поговорки «На обиженных воду возят». Назовем его мстительно-утешительным. Оскорбленный человек безропотно сносил унижение, но желал своему обидчику наказания на том свете: «Вспомнишь еще меня, когда будешь поджариваться на раскаленных углях. Воды тебе я не подвезу!»
Отголоски славянской мифологии
В трудах Дмитрия Константиновича Зеленина, известного в прошлом веке исследователя народного фольклора, встречаются рассуждения, отдаленно напоминающие предыдущую версию. В чем смысл поговорки «На обиженных воду возят» по Зеленину?
Осуждение жестокости и бессердечия
А давайте попробуем произнести эти слова без какого-либо подтекста, просто как повествовательно-утвердительное предложение: «На обиженных воду возят». Смысл поговорки вполне мог быть абсолютно другим, даже противоположным тому, к которому мы привыкли. Как-то не верится, что наши предки могли иронизировать насчет «обиженных» (читай: сирых, убогих, обделенных).
Не исключено, что уничижительное звучание фразы стало таковым сравнительно недавно. Попытаемся произвольно, не претендуя на истину в последней инстанции, воссоздать полный текст пословицы: «Для них нет ничего святого: на обиженных – воду возят, на добрых – верхом ездят, мать родную за копейку продадут».
Вполне возможно, что изначальный посыл был осуждающим, описывающим действия злых, беспринципных, жестоких людей. Под «обиженными» здесь следует понимать не тех, кто беспрестанно губы дует, а вдов, сирот, калек и так далее.
Также можно вспомнить, что в старину под словом «обида» подразумевались не ощущения моральных терзаний, а вполне конкретные физические действия. В первых строках сказки А. С. Пушкина «О золотом петушке» читаем:
«Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело».
Велика вероятность, что «обиженные» – это побежденные, угнетенные народы. А с пленниками, как известно, особо не церемонились.
Почему «на обиженных воду возят» и что «вилами по воде писано»: История популярных выражений из прошлого
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поговорки как кладезь мудрости русского народа
Поговорки и пословицы — лаконичные мудрые высказывания, которые имеют глубокий смысл и помогают осознать многие вещи. Например, что хорошо, а что плохо, или же какие усилия нужны для выполнения поставленной задачи. Эти высказывания учат справедливости, добрым помыслам, передают опыт поколений, собранный не за одно столетие. В общем дают то, что необходимо человеку в определенный период его жизни.
В основном пословицы и поговорки имеют поучительный характер, ведь в них содержится, можно сказать, настоящий жизненный уклад, создаваемый годами, в котором заложено понимание жизни в целом или ее определенных моментов. Еще с давних времен они помогают людям познавать все вокруг, формулировать свои мысли и впитывать, как губка, важные и ценные правила, которые могут пригодиться в жизни. Но не всем дано этот опыт перенять, так как иногда люди не осознают в чем смысл той или иной пословицы.
Как появились пословицы и поговорки
Основная часть данных выражений являются устным народным творчеством. А появлялись они так: кто-то удачно подметил или сформулировал свое наблюдение из жизни, кому-то оно пришлось по душе, а потом началось передаваться от человека к человеку. В основном выражения со временем изменяли свой первоначальный вид, так как не все могли дословно запомнить, либо же дополняли или отсекали ненужное, пока не возникал самый удачный вариант, который и становился устойчивым выражением.
Пожалуй, из-за того, что все эти мудрости не выдумывали, а реально подмечали из жизни других или на личном опыте, пословицы и стали такими точными и разнообразными. Многие выражения до сих пор не потеряли своей актуальности. Стоит отметить, что и в наши дни образуются новые поговорки. Правда в основном это не народное творчество, а больше мудрые цитаты и выражения из фильмов, книг, публикаций, которые потом перетекают в повседневную жизнь человека. Они не только украшают речь, но и выступают в качестве аргументов или примеров в дискуссии при разрешении каких-либо задач.
Интересно, что не всегда поговорки и пословицы сохраняют свой прежний смысл. До наших дней мысль, заложенная в старые изречения, может измениться с точностью до наоборот. Когда начинаешь изучать историю появления той или иной пословицы, понимаешь, что наши предки вкладывали совсем другой смысл. В некоторых описывались традиции, в других — ситуации и мнения о них и так далее. Со временем некоторые слова отсекались из пословицы, иногда сокращая ее вдвое, а бывало, что это изменяло даже значение данного выражения вплоть до противоположного.
Происхождения известных поговорок и пословиц
Выражение «На обиженных воду возят» появилось еще во времена правления Императора Петра I. А история создания данной поговорки связана с тем, что в то время была очень востребована профессия водовоза. И особо деятельные работники данной сферы, решив обогатиться за счет граждан, начали поднимать цену на предоставление своих услуг. Император, узнав об этом, решил наказать наживающихся работников, издав указ — отныне вместо лошадей в телегу с водой запрягать скряг-водовозов. Естественно, ослушаться царского указа было нельзя.
В пословице «Отрезанный ломоть назад не прилепишь» сам ломоть олицетворяет человека, например, сына, начавшего жить отдельно от родителей в своем доме, редко навещающего своих родственников; дочку, выданную замуж в далекие края или переехавшую в дом к мужу; парня, призванного на военную службу, которого уже обрили налысо и так далее. Само слово ломоть возникло из-за того, что в былые времена хлеб не резали, а отламывали.
Пословица «Делу время, а потехе час» появилась еще на Руси во времена правления царя Алексея Михайловича, правда первая ее версия была с другим союзом: «Делу время и потехе час». Впервые данное выражение было записано в 1656 году в «Сборнике правил соколиной охоты», созданного по приказу царя. Алексей Михайлович очень любил данный вид охоты, называя его потехой. Причем это выражение царь записал собственноручно, в конце предисловия, чтобы напомнить, что всему свое время, причем делу больше времени, но и о потехе не стоит забывать.
Фразы типа «Напился в зюзю», «Как зюзя пьяный» и так далее, как ни странно, но появились с легкого пера Александра Сергеевича Пушкина. В его известном романе «Евгений Онегин» есть отрывок, где описывается Зарецкий — сосед Ленского.
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен.
Такое сравнение поэт придумал благодаря своему длительному нахождению в Псковской области, где под «зюзей» имелось в виду не что иное как свинья.Так что данные выражения являются синонимами «Напился как свинья» или «Напился до поросячьего визга».
Многим известно высказывание «Сирота Казанская», но не все знают его историю. А появилось оно еще во времена правления Ивана Грозного, когда он завоевал Казань. Тогда местная знать, чтобы добиться расположения и добродушия царя, пытались выдать себя за несчастных, убогих и обездоленных. С тех пор всех, кто специально прибедняется в целях выгоды, называют сиротой казанской.
Выражение «Сбиться с пантылыку» пришло к нам из Аттики, юго-восточной области Центральной Греции. Дело в том, что там есть гора с названием Пантелик, где были огромные запасы мрамора. Соответственно, из-за добычи ценной горной породы там появилось много гротов, пещер и лабиринтов, в которых легко можно было заблудиться.
Когда говорят: «И на старуху бывает проруха», то это означает, что кто-то допустил обидную и нелепую ошибку в какой-то работе. Здесь подчеркивается, что ошибиться может абсолютно любой человек, несмотря на опыт и сноровку. Кстати, на Руси «прорухой» называли неудачно выполненную работу, вследствие чего все это приводило к печальным последствиям и результатам.
Многие думают, что в выражении «Остаться с носом» как-то задействован наш орган, нос, но это не так. В данном контексте «нос» — это подношение, ноша. Эта поговорка описывает ситуацию, когда человек принес взятку для решения какого-то вопроса, а его дар не приняли либо вернули. Соответственно, вопрос не решен, а человек так и не отдал свое подношение или, говоря другими словами, остался с носом.
Древнее высказывание «Толочь воду в ступе» в наше время означает заниматься ненужным и бесполезным делом. А появилось оно в монастырях в средние века, когда провинившихся монахов заставляли в качестве наказания толочь воду.
Из-за ошибки в переводе с французского языка, у нас появилось выражение «Быть не в своей тарелке». А все потому, что во Франции говорят «Etre dans son assiette», что в переводе означает «Быть в незавидном положении». Но слово «assiete» во французском языке имеет еще и значение, которое переводится как «тарелка», и горе-переводчик допустил ошибку. Но кто знает, закрепилось ли так прочно в нашей жизни данное высказывание, если бы не этот нелепый перевод.
Выражением «Скатертью дорога» в наши дни обычно кого-то выгоняют вон в порыве злости или ссоры. А вот на Руси таким выражением провожали в дальний путь своих родных и любимых. Таким образом раньше желали путникам легкой дороги, прямой, без ухаб и крутых поворотов. В общем, чтоб дорога была широка и гладка, как скатертью застелена.
В наши дни про мастера или просто человека с большим опытом в какой-то сфере говорят: «На этом деле собаку съел». А вот в старые времена фраза звучала немного иначе и имела другой смысл. Раньше говорили фразу «Собаку съел, а хвостом подавился», означающую, что человек выполнил какое-то трудное дело, но из-за пустяка все пошло насмарку.
Выражение «Злачное место» повелось ещё на Руси. Как и сейчас, в те времена места, где наливают, стали называют злачными. А получилось это из-за того, что в основном хмельные напитки, а именно, квас и пиво, делали из злаков.
На сегодняшний день выражение «Пускать пыль в глаза» означает казаться не тем, кем являешься на самом деле либо же создавать приукрашенное, а может и ложное впечатление о себе или своих способностях. Однако на Руси, когда и появилась эта фраза, смысл был другой. Во времена процветания кулачных боёв, бойцы, неуверенные в своих силах, вели себя нечестно по отношению к своим противникам, они действительно бросали в глаза соперников пыль или песок, который брали с собой на бой в маленьких мешочках.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему на обиженных воду возят
Когда вас накрывает обида, вспомните, что на обиженных воду возят. Если непонятно как это, тогда читаем дальше.
— И я не него обиделась. На звонки не отвечаю, пусть прочувствует всю степень своей вины.
Я подслушивала разговор двух девушек, которые сидели в маршрутке за моей спиной. Вернее, подслушивала не одна я, а вся маршрутка, так как девушки даже не пытались говорить тише. То ли им было наплевать на всех остальных слушателей, то ли они этого даже не замечали под впечатлением своих эмоций и чувств.
— Ну что ты на него опять бочку катишь? А ты не боишься, что он совсем не позвонит. Пока ты будешь обижаться он найдет кого-то еще…. Ведь не зря говорится, что на обиженных воду возят.
— Пусть только попробует, — возмутилась ее собеседница, — Я ему такое устрою….
На обиженных воду возят
Откуда в нашей повседневной речи появилось это выражение. И как его понимать? Потому что мы чаще всего используем его интуитивно, а не руководствуясь какими то знаниями в области этимологии.
Хорошо, что госпожа история никогда не скрывает свои закрома знаний. Надо только хорошенечко в них покопаться.
Давайте начнем с того, что это ведь только часть поговорки, А вся поговорка звучит так: на обиженных воду возят, а на обидчиках – огонь.
И если хорошенечко вдуматься, то все становится ясно и понятно.
Чтобы обидеть человека много ведь не надо. Обидчик иногда даже не догадывается, что кто-то на него затаил обиду. Может, что-то было сказано или сделано сгоряча или не к месту. Но как говорится, обида – это проблема обиженного, а не обидчика.
И опять же, у нас несколько версий появления этого крылатого выражения.
В петровские времена воду развозили водовозы. Это была очень хорошая должность для городского жителя. Абы кого на такую должность не брали.
Каждому водовозу предоставлялась лошадь, повозка и инвентарь. На повозке было несколько бочек разного цвета. По цвету бочки и воду заливали в нее из разных источников: питьевую, для домашних нужд и т.д.
И все бы хорошо, и должность то замечательная на зависть другим, но все равно умудрялись найтись и такие, которые пытались и здесь выгадывать. Не хотелось ехать к дальним, более чистым источникам – набирали воду с ближнего, загрязненного.
Находились и те, кто еще и плату за такую воду брал непомерную, особенно в периоды засухи.
Когда весть об этом дошла до Петра I, он просто рассвирепел. Велел тут же издать закон о наказании нечестивых. А наказание было такое: лошадь из повозки выпрягали, а водовоза наоборот впрягали и он целый день возил воду по своему району бесплатно. Кто же не обидится на такое наказание? Да только, если все это выполнялось, должность за ним сохранялась и лошадь возвращалась. А если нет, то живи, как знаешь.
Мало кто отказывался от должности, обижались, но воду возили.
Лошадей для такой работы разрешалось брать тех, которые уже отгарцевали свое. Т.е. чаще всего это были старые мерины, которые уже не годились для военной службы, а вот для развоза воды – самое то, что нужно.
И шел такое мерин медленно, опустив голову, глядя только себе под ноги. За годы службы он настолько изучал свой путь, что водовозу иногда не надо было даже за вожжи дергать.
Со стороны такая лошадь напоминала уставшего, обиженного судьбой человека. Это уже была не та лошадь, которая мчалась, соревнуясь с самим ветром в скорости. Не лошадь, огонь. Такая лошадь сама могла обидеть кого хочешь, даже не заметив этого.
Так вот почему на обиженных воду возят, а на обидчиках – огонь.
Если человека обидеть очень сильно, то он становится предсказуемым в своих действиях. То ли от волнения, то ли от обиды, то ли от злости на обидчика. Таким человеком очень хорошо манипулировать, т. е. заставлять его делать то, что в нормальной обстановке он бы не сделал. Получается, эмоции такого человека очень легко использовать в корыстных целях. Хоть воду возить на его спине. Поглощенный своими обидами, он этого даже не заметит.
Когда девушки выходили из маршрутки, водитель, открыв дверь, сказал:
— Вы в следующий раз езжайте на автобусе, так у вас и слушателей будет больше. А то моих пассажиров вы утомили своей санта-барбарой.
Маршрутка фыркнула, а девушка возмущенно развернулась к уже закрывающейся двери.
Я высунулась со своего сидения: вокруг меня были улыбающиеся лица. Видимо, обида вместе с обиженной покинула салон. И это было здорово.
Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»
Другие похожие статьи можно прочитать на страничке «Интересное».