на мольберте на чем рисуют

Какой мольберт для чего, и как правильно его выбрать

stol1 e1506261194344

Для того, чтобы ответить на вопрос: какой мольберт выбрать? — мы определим, что вы будете на нём делать и для кого его выбираете. Обязательно надо учитывать, как он впишется в ваше рабочее пространство. У профессионалов такой вопрос не встаёт, эта проблема больше мучает новичков. Поэтому сначала обозначим основные критерии, по которым будем выбирать, какой мольберт купить. А после подробно рассмотрим, какие вообще бывают мольберты.

Мольбертов сейчас придумано много, они созданы под совершенно разные нужды и… характеры. Да-да! Вы удивитесь, насколько большое значение тут имеют личные пристрастия. Казалось бы, взять несколько художников, работающих в одном жанре и в формате. Кто-то предпочитает огромные, устойчивые и навороченные агрегаты, кто-то обычный мольберт, а, например, художник Игорь Сахаров использует и вовсе простецкий металлический штатив.

molbert1 e1506261469847

Итак, по каким критериям будем выбирать мольберт

Чем и на чём будете писать?

Это нужно определить сразу для того, чтобы понять, понадобится ли вам крепить листы бумаги. Если да, то нужен планшет (доска, на которую будет крепится лист). Единственная модель мольбертов, у которых есть встроенный планшет, это мольберт-хлопушка. Ко всем остальным мольбертам надо докупать его отдельно.

На каких размерах полотна вы работаете?

Маленькие — (альбомный лист, А3) — настольный и переносной мольберты, этюдники.

Средние — (до 1 метра) — обычный А-образный мольберт (лира).

Крупные — (1-2 метра и более) — лиры и станковые.

Не определились — самым универсальным, в таком случае, вариантом будет мольберт-лира.

Кто будет писать?

В данном случае самый обычный и простой мольберт-хлопушка подходит, проверено поколениями. Не даром ими оснащены все детские изостудии и художественные школы. Так же отличным вариантом для дома будет настольный мольберт или акварельный столик. Но, вы знаете, что большинство детей любит рисовать на ватмане? Понаблюдайте за своим ребёнком. В таком случае настольный вариант будем ему мал. Больше обращайте внимание на рост ребенка и высоту мольберта. Хорошо, чтобы ребёнок мог работать не только стоя, но и сидя.

Тот, кто не жалует большие форматы

Если человек любит рисовать на альбомных листах, и более крупный формат никогда не берёт, то и большой мольберт ему ни к чему. Обратите внимание на этюдники и настольные мольберты. Если у художника есть (или предполагаются) работы форматов А3, А2 (50х70), то вышеперечисленные мольберты тоже подойдут, однако присмотритесь ещё и к универсальным переносным мольбертам: хлопушка, лира.

У этой категории людей уже сложились очень специфические профессиональные требования к рабочим инструментам. И они продиктованы творческими пристрастиями и финансовыми соображениями. Поэтому могут быть совершенно различными.

Где планируете писать?

Для работы на улице создания специальные мольберты. Это, конечно, всем известные этюдники. Но не только. Ещё существуют планшеты и переносные мольберты (см. ниже). Планшеты эргономичны так же, как этюдники, но не имеют ножек. Во время работы планшет кладётся на колени или какую-то удобную поверхность. Например, парапет. Зато он меньше весит, и его удобнее носить с собой. Так же относительно мало весит переносной мольберт. Но у него нет ящика для красок. Этюдник же пустой весит около 3-х килограммов, да плюс вы в него ещё положите краски и прочие материалы.

Для работы дома можно использовать любую модель мольберта, лишь бы он удобно вмещался в квартиру и удовлетворял вашим потребностям. В том числе и этюдник. А для работы в студии ограничения в выборе мольберта совсем снижаются. Ведь, как правило, уже не надо думать о его габаритах. Подойдёт всё, в том числе станковые и интегрированные мольберты.

Какой мольберт для чего, и как правильно его выбрать

1. Мольберт-хлопушка

Самая простая и весьма распространённая модель, классика. Такие мольберты используются в художественных школах и училищах. И несмотря на то, что именно этот образ в первую очередь всплывает при слове «мольберт», конструкция у него достаточно примитивная, как мы убедимся дальше. И он не очень высокий. Особенностью «хлопушки» является встроенный фанерный планшет. Такой мольберт не лишён ни достоинств, ни недостатков.

Hlopushka 1

— малая цена. Самый дешёвый из всех.

— можно работать сидя на стуле.

— в сложенном виде становится плоским и его можно затолкать за шкаф, или под кровать. То есть, занимает относительно мало места в квартире.

— Бумага к такому мольберту крепится на кнопки, потому что никаких держателей не предусмотрено. Для ученических работ это не важно, а вот для профессиональных часто бывает весьма критично.

— Подставка под краски либо отсутствует, либо это очень узенькая дощечка. (Выбирайте такой, чтобы эта полочка всё-таки присутствовала. Кстати, тогда на неё можно будет установить небольшой подрамник с холстом).

— конструкция не очень устойчивая, ножки могут сдвинуться, мольберт схлопнется и может упасть.

Самый обычный мольберт типа «раскладушка» отлично подойдет для начинающего художника, для детей и подростков. Для детей он особенно хорош тем, что они смогут комфортно работать и сидя, и стоя (из-за малого роста). Размер мольберта-хлопушки стандартно под формат А1. Хотя встречаются варианты побольше и поменьше.

Читайте также:  Как работает двигатель ямз 238

2. Мольберт «лира»

Называется «лирой» из-за своей формы, которая отдалённо напоминает древнегреческую лиру. Ещё можно встретить их под названием «А-образный мольберт». Это треножная конструкция, которая позволяет комфортнее работать с большим количеством разных форматов, нежели обычный ученический мольберт («хлопушка»). В том числе с достаточно большими. Но лист бумаги на них не приколешь. Можно работать только на бумаге или холстах, закреплённых на подрамниках или фанере. Что, в сущности, недостатком не является. Для бумаги можно докупить специальный планшет.

Хорошим тоном для мольбертов такой конструкции является наличие верхнего держатель холста и наличие возможности регулировки угли наклона и высоты. Если их нет, то уместнее говорить о простой треноге, а не о «лире». «Лиры» могут быть разных модификаций: от совершенно простых, до укомплектованных разнообразным количеством дополнительных полочек, подстаканников и стаканов, ящичков. Соответственно меняется и цена.

Lira

— из-за треугольной конструкции его удобно ставить в угол, что может пригодится в условиях небольшой комнаты.

— удобство работы с холстами на подрамниках разных размеров и ориентации.

— достаточной длинный, что мешает его перевозке

— поскольку он собирается на болтах, его затруднительно складывать, в отличие от «хлопушки» или этюдника.

— при неосторожном обращении можно опрокинуть

Мольберты А-образной конструкции самые популярные из всех мольбертов, потому что годятся для использования и дома, и в студии, дают возможность работать с большими и малыми форматами. Существует большое количество модификаций «лир», и вы сможете найти себе даже такую, чтобы работать сидя.

3. Мачтовый мольберт

Мачтовые мольберты конструктивно самые простые. Они достаточно редко встречаются в продаже. Им не хватает прочности и гибкости, присущих профессиональным конструкциям, хотя обычно на них можно менять угол наклона холста и высоту. В целом, они достаточно компактны.

Machtovyiy 1

— легкость и компактность

— некоторые возможности настройки

— затруднительно работать с большими форматами

— не слишком удобно складывать

Не популярная модель. Если надо что-то попроще и складное, существуют «хлопушки». Если необходимы какие-то дополнительные возможности, то есть мольберты-лиры. Мольберты-мачты занимают какое-то среднее место между ними. И по соотношению цена/качество выглядят сомнительно. Но они очень элегантно выглядят, поэтому чаще всего их используют не для живописи, а для выставок.

4. Станковый мольберт

Названия станковых мольбертов говорит само за себя: это прямо-таки станки для живописи. Они отличаются сложностью конструкции, большими размерами, и большим весом. Станковые мольберты бывают достаточно разнообразными, потому что наделены большими возможностями настройки под себя, всевозможными креплениями и спецнастройками, и даже лебёдками. Выдерживают большой вес. Предназначены для рисования тяжелых масштабных полотен огромных форматов.

Stankovye

— можно писать картины больших размеров.

— специальная система фиксаторов позволяет надёжно закреплять холсты на разной высоте

— действительно устойчивая и надёжная конструкция.

— большие размеры, громоздкость и вес

— не складываются, занимают много места.

Станковые мольберты не годятся для стандартной квартиры, они предназначены для мастерских и студий, ими пользуются художники профессионалы и реставраторы, у которых есть особые требования. И даже несмотря на то, что промышленность предлагает облегчённые и уменьшенные варианты станковых мольбертов, некоторые из них даже могут складываться, не стоит торопиться с покупкой такого серьёзного оборудования.

5. Настольные мольберты

Настольные мольберты, по большому счёту, это половина мольберта без ножек, чаще всего, «лиры». Вещь домашняя, не студийная. Их, собственно, и разрабатывали для малогабаритных помещений, квартир. Сейчас разработано очень много моделей настольных мольбертов, в том числе складных. Настольные мольберты возможно использовать для написания только небольших работ. Зато на полу места вообще не занимает.

Nastolnyi molbert

— позволяет очень легко выбрать, как работать — стоя или сидя, — прямо в процессе рисования. Просто переставляем мольберт на поверхности разной высоты.

— занимает очень мало места

— относительно недорогой по цене

— годится и взрослым и детям

— не нужна полочка под краски и т.п., потому что всё лежит на столе

— ездит по опорной поверхности, стоит чуть сильнее тыкнуть кистью в холст.

— неустойчив, есть опасность испортить работу.

— невозможно работать с большими форматами

Настольные мольберты это совершенно домашняя вещь. Пользоваться ими могут все, но особенно они хороши для тех, кто может работать только сидя, например, пожилые люди. А так же хорош для детей, потому что легко подогнать под любой рост.

6. Этюдники и планшеты

Особый вид мольбертов, созданный специально для выездов на пленэры. Представляют собой небольших размеров деревянный или металлический ящичек, внутри которого помещаются нужные инструменты и материалы. Бумага закрепляется, в зависимости от конструкции, или с помощью специальной рамы с регулировкой наклона, или на стенке откинутой крышки этого же ящика.

planshet 1

Этюдник отличается от эскизных коробок и планшетов тем, что у него есть ножки. Конструктивно это и есть ящик на съёмных или складных ножках. В него точно так же можно положить краски и кисти. В разложенном виде становится как маленький мольберт.

Etudnik

— переносной, причём вместе с рабочими материалами

— сам по себе маленький, поэтому занимает мало места в квартире

— очень легко и компактно складывается

— наличие ящика для красок

— идеален при передвижении на машине

— предназначен для носки на плече или в руке, но достаточно тяжёл для этого.

— поддерживает только маленькие форматы

Этюдник создавался именно как переносной вариант для живописи на натуре. Но его можно использовать и дома, если хочется. Если открутить ножки, то он превращается в настольный мольберт.

Читайте также:  Крайслер двигатель не развивает обороты

7. Переносной мольберт и штатив-тренога

Несмотря на то, что эти мольберты довольно сильно отличаются между собой, нет смысла расписывать их отдельно. Потому что смысл у них общий: это попытка найти компромисс между мобильностью, компактностью и удобством. И как это бывает в компромиссах, приходится чем-то поступиться.

Если мы говорим о переносном мольберте, то в сложенном виде они очень компактны, а в разложенном обычного размера. Это качество удобно для нерегулярных работ дома и эпизодических выходов на натуру. Но за это приходится поступаться устойчивостью, или возможностью фиксирования полотна, уменьшением рабочих диапазонов, увеличением хрупкости креплений.

Если мы говорим о штативах-треногах, то они очень лёгкие и компактные, достаточно устойчивые, но могут быть проблемы с форматами и с комфортом; нет никаких полочек, подставок или зажимов для бумаги. Зато предельная мобильность.

Perenosnoi molbert

— компактные размеры, легко складывается и разбирается

— удобно хранить и перевозить. Штативы ещё и очень лёгкие, их легко носить на себе.

— неустойчивость или непрочность конструкции.

— могут быть проблемы с большими форматы

Мобильные мольберты отличаются большой универсальностью с одной стороны и обилием различных конструкций с другой. Например, есть даже модель со встроенной раскладной скамеечкой.

8. Акварельный столик (стол с наклонной поверхностью)

Из мольберта со скамеечкой сама собой вытекает идея сделать стационарное место художника, за которым можно удобно сидеть и работать, тут же хранить все материалы. Этакая парта, но для художника, стол с наклонной поверхностью. Хоть и называется акварельный столик, но, конечно, рисовать можно чем угодно. Помимо того, что можно менять угол наклона доски, в нём можно организовать хранение материалов и инструментов. Всё под рукой, и ничего не валяется. Хорошее решение для квартир, в которых невозможно выделить отдельное помещение для художника.

stol2 e1506267455772

— компактное рабочее место для квартиры

— можно работать сидя

— хорошее решения для детей

— только малые форматы

9. Мольберты-скамейки и интегрированные мольберты

Столы с наклонной поверхностью могут быть очень разными. Поэтому хочется интегрированные мольберты отнести в отдельную группу, хотя по сути это то же самое, но сильно навороченное. Существуют уж и вовсе сложные и экзотические комплексные решения. В которых может быть соединено всё что угодно. Это может быть мольберт, встроенный в стол, комод или даже шкафчик, с огромным количеством ящичков и прочих поражающих воображение нужностей и ненужностей.

Ingrerovannyiy 2

Такие мольберты отличаются большими размерами, оснащены большим количеством всевозможных держателей, могут поворачивать рабочую плоскость горизонтально и многое другое. Их фишка — профессиональность и многофункциональность. Такие конструкции подбираются очень индивидуально, с учётом профессиональных особенностей, очень дорого стоят, и в простой жизни людям не нужны.

Какой мольберт для чего, и как правильно его выбрать

Источник

Как рисовать на мольберте

Правильная организация рабочего места является основой комфортной работы художника. Ведь все внимание должно быть сосредоточено именно на создании рисунка, а неустойчивый мольберт, плохая фиксация полотна, неправильный наклон планшета или отсутствие регулировки по вертикали может свести на нет все старания художника. Поэтому очень важно знать, как закрепить бумагу на мольберте, изменить угол наклона или расположить полотно на необходимой высоте.

Рекомендации о том, как использовать мольберт, будут наиболее полезным тем, кто только начинает постигать азы изобразительного искусства, посещает художественную школу или просто любит рисовать дома в свободное время.

Основные функциональные элементы мольберта и их предназначение

Чтобы правильно и удобно рисовать на мольберте, необходимо, прежде всего, знать, из каких элементов он состоит и для чего они предназначены.

Как пользоваться мольбертом

Тяжелые стационарные модели для профессиональных художников обычно устанавливают в мастерской на одном месте и редко перемещают. А для походных треног, Лиры, Хлопушки установка может производиться каждый день. Вопрос о том, как установить мольберт переносного типа, достаточной простой.

Лира имеет три ножки, две из которых находятся в передней части и соединены поперечной планкой, а третья – подвижная и находится сзади. Чтобы установить такой треног с удобным наклоном рамы, достаточно переместить заднюю ножку, выбрав наиболее подходящую позицию.

Конструкция Хлопушки – самая простая и представляет собой рамку на четырех ножках. Устанавливают мольберт и регулируют угол наклона путем перестановки задней пары ножек.

Фиксация холста или бумаги зависит от модели оборудования. Так, при использовании Лиры нижняя часть холста на раме устанавливается на нижнюю полочку, а верхняя часть – фиксируется зажимом.

Чтобы закрепить лист на мольберте Хлопушка, понадобятся канцелярские кнопки или скотч, поскольку специальных фиксаторов на нем не предусмотрено. Это же касается и настольных планшетов, хотя некоторые из них имеют и верхний зажим.

Источник

Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования

У начинающих художников часто стоит вопрос: как лучше, правильнее обустроить свое рабочее место?

Сейчас мы сравним варианты рабочих мест для рисования. Как правильнее? Рисовать на столе? Или рисовать на мольберте?

Рисуем за столом.

no avatar

Когда лист бумаги расположен перед вами горизонтально, то все, что на нем нарисовано, вы видите в перспективе, то есть, искаженно.

Например: вы положили перед собой лист бумаги и рисуете на нем круг и квадрат (лист бумаги на столе изображен в перспективе).

no avatar

То есть, это вы думаете, что нарисовали круг и квадрат. Но когда рисунок поворачивается прямо, то оказывается, что нарисовано на нем вот что.

no avatar

Круг и квадрат — это несложные, понятные формы. На них можно заметить ошибку и легко ее исправить. А вот если рисуем что-нибудь более сложное, часто потом, глядя на уже законченный рисунок, возникает странное чувство, будто что-то не так. Но что же именно?

Читайте также:  микроабразия в стоматологии что это

Например, рисуем портрет любимого человека. Вот такой.

no avatar

Теперь повесим готовый портрет на стену! Видите, на нем изображен совсем другой человек? Да и вся композиция съехала куда-то вниз.

no avatar

И здесь уже сложнее понять, как же это произошло?

no avatar

Естественно, все это не значит, что рисовать сидя за столом, нельзя. Но, чтобы избежать подобных искажений, можно посоветовать:

Рисуем за мольбертом.

no avatar

Недостатков, о которых написано выше, можно избежать, если расположить рисунок вертикально, а лучше перпендикулярно взгляду. Как это сделать? Правильно, использовать мольберт!

Мольберт же предпочтительнее для более-менее больших рисунков. И, конечно, для живописи. Никому же не приходит в голову натянутый холст положить на стол и писать на нем масляными красками?

Мольберты бывают разные, но самое существенное отличие между ними одно: за одними мольбертами нужно рисовать сидя, за другими — стоя. Профессиональным художникам больше нравятся мольберты, перед которыми приходится стоять. Когда стоишь, удобнее периодически отходить от работы и смотреть на нее со стороны. Это тоже нужно для самопроверки. Дело в том, что расстояние между работой на мольберте и художником не больше полуметра, а ошибки часто видны только на расстоянии.

Какое это расстояние? А такое, чтобы весь рисунок целиком попадал в поле зрения. Лучше всего он будет восприниматься на расстоянии, равном 1,5-2 диагоналям рисунка. Почти таком же, как рекомендуемое расстояние для просмотра телевизора. То есть, если вы пишете картину 50х70 см, у вас должна быть возможность отойти назад, хотя бы на 1,5 (а лучше, на 2) метра.

Рисуем на планшете — компромисс.

no avatar

Есть еще и третий вариант. Если покупать мольберт дорого (или места в квартире для него не достаточно), а за столом рисовать неудобно, можно использовать планшет. Не обязательно нужен именно планшет, это может быть любая доска, лист фанеры, или даже просто книжка большого формата. В общем, что-то, к чему можно прикрепить лист бумаги.

Планшет по размеру должен быть больше, чем рисунок. В зависимости от размера планшета, можно поставить его на колени, другой край опереть о край стола, и так рисовать.

Как и при рисовании в других положениях, нужно время от времени ставить планшет вертикально и отходить, чтобы взглянуть на рисунок на расстоянии, со стороны.

Источник

Почему художники рисуют на мольберте? Почему не стоит рисовать на столе?

И не зря, ведь рисуя за мольбертом, мастер не только облегчает физически процесс создания картины, но и бережёт собственные силы и здоровье. Не зря рисовать на мольберте приучают увлечённых изобразительным искусством детей с самого раннего возраста, ведь это не прихоть или красивый атрибут профессии, а необходимость. Разберём тему подробнее.

Значит, если лист бумаги, на котором рисует художник, располагать на столе, то это может быть формат не более А3, да и то, рисовать на нём придётся стоя, чтобы покрыть визуально всю его площадь.

Восприятие картины издалека.
Чтобы избежать ошибок в рисунке или посмотреть на картину со стороны, с позиции зрителя (чуть издалека), художник вынужден постоянно отходить от своей работы в процессе её создания. Это гарантирует цельность и ясность изображения и гармоничное общее впечатление от картины или рисунка. Рисуя за столом, можно настолько увлечься живописью, что про отход на расстояние можно забыть напрочь, ведь сидеть за столом так комфортно и удобно.

Для того, чтобы не забывать проверять рисунок на ошибки таким образом и следить за цельностью изображения, художники рисуют за мольбертом, обычно стоя. При положении сидя, достаточно просто отклониться назад, чтобы увидеть будущую картину со стороны или на расстоянии. Обычно, чем крупнее картина, тем дальше отходит художник во время рисования (почему, описала выше).

Во время рисования на мольберте не приходится наклоняться вперёд и в сторону, как при письме, например, спина всё занятие расположена ровно, она меньше напрягается и легче переносит длительные сеансы живописи. Особенно полезно рисовать стоя, чтобы не горбиться и хотя бы немного двигаться во время занятий рисованием.

Это сложно в самом начале, когда происходит привыкание к мольберту и положению листа или холста, но самочувствие художника во время таких занятий намного лучше. Если мольберт подобран и установлен правильно, то художник быстро привыкает заниматься живописью стоя и рисует в своё удовольствие, не отвлекаясь на технические моменты.

При правильно организованном процессе и пространстве, рисовать за мольбертом проще и быстрее, чем на столе.
Если рабочий стол во время занятий рисованием постоянно приходится разгружать от лишних вещей, а также снова приводить в прежнее состояние после сеанса, то мольберт может служить не только местом создания картины, на нём можно оставить картину для просушки или, отставив в сторону, наблюдать какое-то время за уже нарисованным. Это полезно, если вы пишете одну работу за несколько сеансов и время от времени думаете над тем, что ещё можно поправить в картине, чтобы стало лучше.

И ещё один нюанс: в процессе рисования за столом краски, палитра, пробные куски бумаги, банки с красками и водой, разбавители и прочее стоят тут же, на столешнице и занимают часть рабочего пространства. Немудрено нечаянно смахнуть со стола что-то, активно размахивая кисточкой. Да и тянуться за нужной банкой краски, чтобы положить её на палитру неудобно.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector