на крестике написано спиранима асиисох что это

Содержание

Каким должен быть православный крестик

krest 2

Если у любого человека, даже далекого от религии, спросить о том, какой символ приходит ему в голову при слове «христианство», он ответит: «крест». А вот если задать вопрос о разнице между внутриконфессиональными течениями, наверняка он испытает серьезные затруднения.

Да что там говорить: немногие люди, именующие себя православными, смогут опознать крестик, соответствующий церковному укладу. Что ж, не все христиане приходят к церкви истово верующими и разбирающимися в нюансах теологии – многие и крестятся-то, лишь следуя за модой.

Впрочем, каждый из нас обладает свободой совести и волен выбирать свой путь к богу. А мы поможем сделать небольшой шажок ему навстречу и расскажем о правилах выбора нательного креста.

Самое главное: правильный православный крестик должен быть освященным в церкви и олицетворяющим веру в подвиг Иисуса. Все остальное – небольшие нюансы, малозначительные для истинно верующего человека!

Как должен выглядеть православный крестик

Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!

Все реже служители церкви отказываются освящать кресты по причине несоответствия канонам. Наиболее продвинутые священники освящают даже кресты с латинскими надписями и прочими признаками католического происхождения.

Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:

Восьмиконечный крест – один из древнейших символов христианской религии. Он широко использовался еще в VI, когда еще не было католиков, православных, униатов, протестантов и иже с ними, а были просто христиане, единые в вере.

Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:

Существует масса менее распространенных разновидностей христианского символа. Например, монашеский крест-Голгофа, дополненный ступенями, черепом и прочими символами, кресты с клиновидными лепестками, увенчанными лилиями или каплями.

Как выбрать нательный православный крест

Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.

Приведем основные принципы выбора:

Если вы хотите выбрать правильный православный крест на шею для глубоко верующего взрослого человека, берите канонический восьмиконечный. Распятие в данном случае обязательно.

Виды материалов

Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.

Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).

krest 05Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.

Что означает череп на крестике?

Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.

Что значит надпись НИКА на кресте?

Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?

Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Какие слова написаны на обороте православного крестика и что они означают?

Какие слова написаны на обороте православного крестика и что они означают?

Абсолютно неважно, из какого металла будет изготовлен крестик.
Будь то сталь или золото, главное, какой смысл человек в него вкладывает.
Для верующего христианина нет ничего дороже его веры и всего, что ее отождествляет.
Наверное, из-за этого и пошла «мода» на изготовление крестов из драгоценных металлов с инкрустацией камнями.
Также не имеет значение, на цепочке он будет висеть или на тесьме.

Многие думают, что для Крещения подходит только крест, с обратной стороны которого есть гравировка «Спаси и Сохрани».
Она вошла в обиход христианских людей только в конце 19 века, а до этого использовались и другие надписи молитвенного характера.

На нательных крестиках может быть выгравирована не только молитвенная фраза.
Часто ювелирные мастера изображают на обороте образ святого, например, Георгия Победоносца или Николая Чудотворца.

Часто люди покупают священный образ Покров Пресвятой Богородицы.
Она помогает православным, когда тем требуется защита.
Также встречаются образы Владимирской и Казанской Божьей Матери, которые дополняются молитвой матери Иисуса Христа на земле: «Господи, молитвами Богородицы спаси мя».

Все упомянутые варианты крестов подходят для свершения обряда Крещения, как взрослому человеку, так и ребенку.
Но при выборе символа веры стоит учитывать, кто именно будет его носить и какие потребности у человека.

Источник

Какие знаки бывают на православном нательном крестe

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) — косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы — плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника — это состояние богооставленности, ада.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании — небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается — «МЛ» и «РБ» — Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» — Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» — голова Адама.

Читайте также:  мио или неолайн что лучше

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами — это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Крест и Спаситель

Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в., до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия.
Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.

На нательных крестах первоначально не было никаких знаков, только растительный орнамент. Он символизировал Древо Жизни, которое утратил Адам и возвратил людям Иисус Христос.

В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».

Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя. Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу. В конечном итоге именно такое изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.

Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», что значит «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.

Часто задаваемые вопросы:

Можно ли носить образок и крестик на одной цепочке?

Можно. Никаких ограничений по этому поводу нет.

Нужно ли освящать цепочку?

Специального чина освящения цепочки нет, но хорошо отдать её священнику вместе с крестиком – он покропит её святой водой. Если покупать цепочки в торговле при храме, то как правило, цепочки уже освящены.

Каким должен быть нательный крестик по церковным канонам?

Вопрос этот требует весьма распространенного ответа. Чтобы не углубляться в дебри символики и истории Церкви, мы можем просто заверить, что все кресты, которые вы найдете на этом сайте — каноничны.

Можно ли сделать небольшую татуировку в виде крестика?

Стоит разобраться, для чего вам такая татуировка и чего вы от неё ждете. Если хотите, чтобы она заменила нательный крестик – то это невозможно. В целом, святые отцы весьма строго отзываются об изображениях на теле человека, в лучшем случае не рекомендуя их наносить.

Значение креста православного

Крест считают самым важным объектом религиозного почитания. Распятие на кресте было одним из наиболее частых способов казни в Древнем Риме, которую позаимствовали от карфагенян. В основном таким образом казнили разбойников, но и многие другие люди понесли такое же наказание. Распятым на кресте по приказу Понтия Пилата был и Христос, а вот апостол Петр приказал распять его вниз головой, так как говорил о том, что не достоин такой же смерти как Иисус.

Лучшая статья для Вас, переходите: Толкование книги Михея

До VI века изображение креста редко использовалось. Есть большое количество вариаций данного символа.

Наиболее часто в православии среди христианских символов и знаков встречается восьмиконечный крест, с нижней и верхней перекладинами. Эти перекладины также несут особое значение:

LiveInternetLiveInternet

Для православных людей молитва в повседневной жизни имеет огромное значение.

lazy placeholder
Молитву Честному Кресту знают все верующие люди.

Ее можно найти в любом молитвослове. Поэтому абсолютно несложно найти ее и прочитать. Но, чтобы она была более эффективной, рекомендуется выучить ее наизусть.

Для православной веры этот символ имеет огромное значение. Именно на нем был распят Иисус Христос, Спаситель рода людского, который прожил безгрешную жизнь, но пожертвовал собой во имя спасения человечества, уничтожив всю дьявольскую силу и даровав людям Честный Крест.

lazy placeholder

lazy placeholder

Священнослужители утверждают, что сила данной молитвы заключается в том, что в течение многих веков ее многократно повторяли верующие люди. Молитва «Честный крест» обладает силой, которая позволяет человеку защитить себя от злых сил и от мирских греховных искушений, которые встречаются на жизненном пути.

Читая молитву, важно верить в то, что вы находитесь под защитой Небесных Сил, и ничто, и никто не сможет навредить вам.

lazy placeholder

Молитва Честно́му Кресту

Ниже приводится текст одной из главных чудотворных молитв. В этих словах заключена колоссальная мощь. Читайте эту краткую молитву, когда вас посещают сомнения в собственных силах, или вы чувствуете, как кто-то вольно или невольно вредит вам. Читайте ее в минуты отчаяния, и вы почувствуете мгновенное облегчение. Воззвание поможет преодолеть любые жизненные невзгоды и с достоинством выйти победителем из непростого положения. Сила молитвы напрямую зависит от человека, который её произносит. Ведь она должна быть прочитана искренне и с чистой душою.
«Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь».

lazy placeholder

Для того чтобы молитва была эффективной нужно обязательно понимать ее смысл.

«Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и осеняющимися крёстным знамением и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь».

Молитва Честному Кресту обязательно должна произноситься перед сном. При проговаривании молитвенного текста в руках следует держать нательный крестик. По завершению процесса моления необходимо поцеловать крестик и перекрестить постель и себя крестным знамением.

lazy placeholder

Текст молитвы «Честному Кресту» не очень большой, но иногда бывает, что на его прочтение в полном варианте нет времени. Поэтому священнослужители допускают чтение молитвы в сокращенном варианте, хотя эффективность молитвенного обращения в этом случае несколько снижается. Кроме того, разрешается даже молиться своими словами. Читая Молитву Честному и Животворящему Кресту надобно знаменовать себя крестом.

Короткий вариант молитвы звучит так: «Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла».

lazy placeholder

При выходе из дома очень полезно прочитать защитную краткую молитву Честному Кресту:

«Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́ и сохрани́ мя от вся́каго зла. Го́споди, напра́ви ко бла́гу путь мой. Го́споди, благослови́ все мои́ вхожде́ния и исхожде́ния».

lazy placeholder

Молитва Кресту Животворящему об исцелении и защите от порчи

Порча – это не выдумка. Направленный негативный посыл может возникать при самых разных жизненных обстоятельствах. Но в любом случае такое воздействие может нанести непоправимый вред. Поэтому порчу обязательно нужно снимать. И для этого можно использовать молитву Честному Животворящему Кресту. Смотрите также: Молитва для защиты от зла и порчи

В данном молитвенном обращении наиболее ярко выражена просьба о защите от дьявольских сил с помощью Животворящего Креста. Поэтому эта молитва считается защитной. Она часто используется для исцеления от порчи, которая представляет собой негативный посыл от другого человека, разрушающий природное энергетическое поле жертвы.

lazy placeholder

Когда в жизни все пошло не так как нужно и на жизненном пути вас постоянно преследуют неудачи, то следует задуматься, не стали ли вы жертвой энергетического нападения. Если ваши опасения подтвердятся, то следует знать, что молитвы от порчи и сглаза являются наиболее действенным средством, которое позволит справиться с негативом.

Читайте также:  малиновый звон что означает выражение

В одном из сильных обрядов требуется читать молитву Честному Кресту Животворящему. Ритуал требует особой подготовки. Для обряда нужно приготовить крест. Причем, чем больше будет его размер, тем лучше. Его нужно обязательно предварительно освятить в церкви. В храме нужно также приобрести толстую свечу.

lazy placeholder

Уединившись в отдельной комнате в вечернее время, следует стать на колени перед крестом и несколько раз прочитать молитву Животворящему Кресту. После молитвы нужно сказать, что вы прощаете своего недоброжелателя и не желаете ему зла. Затем нужно попросить Господа Бога о том, чтобы Всевышний простил грешника. Все слова должны исходить из глубины души, и вы должны верить в то, что вам удастся с помощью молитвы избавиться от негатива, после чего жизнь наладится. После этого нужно зажечь свечу и взять ее в руки. Далее, глядя на пламя, 7 раз проговариваются слова всем известной молитвы «Отче наш». В этот момент, если вы заметите, что свеча начала потрескивать, шипеть и искрить, значит, на вас действительно есть порча и все ваши действия правильные.

lazy placeholder

Для того чтобы защитится от порчи, которая может бы наслана случайно, а не преднамеренно, важно помнить о том, что молитву Честному Животворящему Кресту следует читать ежедневно перед сном. Она очень сильная, поэтому обеспечит надежную защиту. Но кроме этого такое молитвенное обращение наполнит душу гармонией, что позволит идти по своему жизненному пути легко и непринужденно. моя-молитва.рф

Источник

Какие знаки бывают на православном нательном крестe

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) — косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы — плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника — это состояние богооставленности, ада.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании — небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается — «МЛ» и «РБ» — Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» — Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» — голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами — это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Нательный крест по форме сходен с большой группой крестов-энколпионов, широ­­ко бы­товавших в IX–XII вв. в Византии и ее провинциях, а также в Киевской Руси. Определяющим признаком этой группы является прос­тая четы­рехконечная форма креста, немно­го вытянутая по вертикали, с широки­ми балками, рас­ширяющимися от центра к краю. Подвижное оглавие имеет бочкообразную форму, ха­рак­терную для энкол­пионов этого периода. Особенность такого типа оглавия – плоское трапецевидное основание, к которому крепится шарнир.

Иконография крес­та дос­таточно слож­на и про­должает традицию искус­ства древней Церкви, в кото­рой стреми­лись показать в одном, да­же не­боль­шом, памятнике всю пол­­­ноту спасительного подвига Христа, где кено­зис Христа от Воплощения и послушания «даже до смерти, и смерти крест­ной» (Флп. 2.8) завершается Воскресением, восхож­дением к Отцу и всеобщим исповеданием Христа как Господа во славе. Особенно ярко это выглядит на некоторых дошедших до нас святынях IX–XII вв., таких как золо­той энколпион из Плиски (Болгария), бронзовый крест из Херсонеса или золотой – из Голутова (Польша), что неудивительно, т.к. крест, благ­о­даря символике формы, упорядочивает и структурирует икон­ное про­стран­ство. Являясь образом Креста Господня, нагрудный крест помогает бого­словски осмы­слить все Евангельские события, изображенные на нем, через крестную жертву Христа подтверждая слова Святителя Игнатия (Брянча­нинова) о том, что «Крест есть истинное и единственное училище, храни­лище и престол истинного богословия».

Наша работа посвящена со­бытиям пасхальной Пяти­десят­ницы. Извес­т­но, что первые хрис­тиа­не по­нимали Пасху «не как тайну Воскресения Гос­пода, но Его закла­ния, согласно тексту Первого Послания к Коринфянам (1. Кор. 5.7)». А празднование пасхальной Пятидесятницы было посвя­щено прославлению Воскресения в смыс­ле «торжества вос­хожде­ния воскресшего Господа», раскрываю­щего всю полноту искупи­тельной тайны, включая Воз­несение, ниспосла­ние Утешителя и вто­рое Пришествие. Весь пяти­десятидневный период после Пасхи празд­новался как единое целое, как один день – День Господень. Соответ­ственно и зарождающая­ся иконография этого праздника стара­лась сов­местить в одном образе все важней­шие события торжественного пятидесяти­дневного периода, главными из которых были Вознесение и Сошествие Святого Духа. С V в. возникает традиция раздельного празднования Вознесения и дня Пяти­десят­ницы, что со временем приводит к фор­мированию знакомых нам сегодня иконо­графических изводов «Вознесе­ние Господне» и «Сошествие Святого Духа». В своей работе мы попытались снова соединить эти события, но не слитно, а через образ Креста, разместив иконы двух праздников на разных сторонах нагрудного креста. На лице­вой стороне – Вознесение, а на оборотной – Сошествие Святого Духа. Это позволяет, воспри­нимая крест как пасхальный жертвенник, в то же время показать славу Господа и всю полноту свершившегося спасения как результат крестной жертвы Христа. Таким образом, го­во­ря словами персонажа церковного писате­ля Сергея Нилуса, происходит «крестообраз­­ное» прославление Господа.

Кроме того, на кресте, который является знаменем и символом Церкви, ярче прояв­ляется глав­­ная идея Пятидесятницы – рождение «единой святой, соборной и апостоль­ской Церкви». Рассмотрим несколько подробней иконографию на кресте, в контексте вышесказанного.

Композиция «Вознесение Господ­не» на ли­цевой стороне креста, подчиняясь форме креста, сложилась следующим образом. В верхнем регистре помещена миндалевидная мандор­ла с возносящимся Христом, которую поддерживают сверху и снизу две пары ангелов. Верхняя часть мандорлы выступает за край креста, тем самым показывая дина­­мику Вознесения (вспомним, что одно из значений креста – образ мира). Верхняя пара ангелов уже принадлежит пространству огла­вия, символизирующего Царство Небес­ное. В основании креста помещен образ Божией Матери – Оранта. По сторонам горизон­тальной балки размещены две группы апос­толов, по шесть с каждой стороны. И в самом центре нагрудного крес­та над го­ловою Богородицы нахо­дится образ Креста в круге. Такое композиционное решение, кроме простой иллюстрации евангельского события, позволяет различные сим­волические толкования, не противоречащие друг другу.

Они возникают благодаря неодно­значному символическому восприятию образа Божи­ей Матери. Ее обособленное положение в ниж­ней части креста и торжественная поза Оранты выделяет Богородицу из группы апостолов, являющихся только свиде­телями события. К слову сказать, в Евангелии не говорится о при­сутствии Божией Матери при вознесении Христа, но ее образ присутствует на всех памятниках, иллюст­рирующих это событие. Первое, с чем связан образ Богородицы Оранты в церковном искус­стве, – это Во­площение. И тогда композиция, развиваясь снизу вверх по вертикали от Воплощения через крестную Жертву к Воскресению и Вознесению, показывает, как это было в древнехристианском искусстве, полноту спа­сительного подвига Христа, а группы апо­сто­лов на краях горизонтальной балки вы­ступают как свидетели всех событий.

Читайте также:  Запуск двигателя зимой приспособления

Второе известное значение образа Божией Матери – олицетворение Церкви. В таком смысле чаще всего понимается об­раз Богородицы на самом древнем из известных нам изображений Вознесения – рельефе V в. на дверях церкви св. Сабины в Риме, где над головой стоящей Богородицы перво­верховные апос­толы Петр и Павел держат крест в круге. В более поздних византийских памятниках, где художники не ограничивались рамками исторического факта, особо выделенный образ Божией Матери также мог олицетворять собой Церковь. Тем более что праздник Вознесе­ния – и это мы стремимся подчеркнуть в сво­ей работе – является еще и обетовани­ем Церкви Христовой, которой Господь обещает послать Духа Святого и в которой Он Сам будет пребывать неотступно. И конечно же, присутствующий на иконе праздника образ молящейся Богородицы, уже стяжавшей Духа Святого и ставшей «невместимого Бога вместилищем», воспринимается и как сим­волический образ Церкви.

Особую сложность в иконах Вознесения составляла передача факта таинственного присутствия в мире возносящегося во славе Христа. Для этого использовали различные символические изображения: крест в круге, как на упомянутом рельефе V в., или следы ног Христа на лещадках гор, как в русских иконах XVII в. В нашей работе присутствие Господа выражается двумя способами. Литургически, через слова кондака праздника Вознесения: Ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никт0же на вы2 (гл. 6), написанные в основании креста, и символически, через образ креста в круге, помещенный в геометрический центр нагрудного креста. Напомним, что средокрестие в нагрудных крес­тах всегда понимается как центр мира, место Господа, а крест в круге обозначает Христа во славе. Таким образом, композиция Вознесения на лицевой стороне нагрудного креста, кроме иллюстрации евангельского события через символические образы Богородицы-Церкви и креста в круге, говорит нам об обетовании Христовой Церкви, где главой остается таинственно присутствующий в мире Спаситель, а также показывает нам основу будущей Церкви – двенадцать избранных учеников, которые являются свидетелями Вознесения Господня и Его обетования.

На оборотной стороне креста помеще­на композиция иконы «Сошествие Святого Духа», выпол­ненная в византийской традиции. Верхнюю часть вертикальной балки креста занимает изображение Уготован­ного Престола в круге, от которого исходят двенадцать лучей. Такой образ впервые появляется в иконогра­фии Пяти­десятницы в IV в. и символизирует Пресвятую Троицу, так как «сообщение Отцом Сыну Святого Духа для Его послания» – это внутритроичное дейст­вие, а Пятидесятни­ца – «праздник посвящения в троичную тайну». Именно поэтому в традиции современ­ной Церкви праздник Пяти­десятницы посвящен Пресвятой Троице. Всю горизонтальную бал­ку креста занимают образы двенадцати апостолов, сидящих в полукруге экседры. Их головы окружают нимбы (в композиции Вознесения они никогда не изображаются). Над головами апостолов – огненные языки как знак присутствия Святого Духа.

Собор апостолов разделен на две равные группы свободным пространством в цент­ре нагрудного креста. Свободное место се­далища отмечено изображением процвет­шего креста, и является как бы проекцией Уготованного Престола в пространство зем­ной Церкви. Таким образом, показывается, что собор двенадцати (число полноты) апостолов представляет собой образ рож­денной Церкви, главой которой является незримо присутствующий Христос.

Мы видим, что центр нашего креста в ком­позиции лицевой и оборотной сторон, несет одну и ту же символическую нагрузку, обозначая Христа согласно Евангельской фразе: «Я с Вами, во все дни, до скончания века» (Матф. 28.20).

В нижней части креста в дугообразной арке помещен образ царя Космоса, держащего плат с двенадцатью свитками. Такая ико­нография возникла в XIV в., заменив собой изображения групп различных народов, ожидающих апостольского благовестия. Эти изображения показывают цель апостольско­го служения – спасение всех народов, всего мира, как продолжение сотериологической миссии Христа в Его Церкви. Как сказано в Евангелии от Матфея, «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28.19).

Аллегорический образ Царя, держащего плат с двенадцатью свитками – символами апостольского благовестия, прекрасно оли­цетво­ряет собой весь мир, принимающий Еван­гелие. В самом низу креста написан текст тропаря праздника Пятидесятницы, в котором также говорится о спасении Гос­подом мира через созданную Им «единую святую, соборную и апостольскую Церковь»: Бlгословeнъ є3си2 хrтE б9е нaшъ, и4же премyдры ловцы2 kвлeй, низпослaвъ и5мъ д¦а с™aго, и3 тёми ўловлeй вселeнную.

Крест и Спаситель

Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в., до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия.
Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.

На нательных крестах первоначально не было никаких знаков, только растительный орнамент. Он символизировал Древо Жизни, которое утратил Адам и возвратил людям Иисус Христос.

В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».

Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя. Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу. В конечном итоге именно такое изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.

Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», что значит «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.

Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери — так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

символизирует победу Христа над смертью, Его воскресение. Надпись на кресте
ICXC

Иисус Христос Царь Славы
. Знак

, расположенный над буквами, обозначает сокращение слов. На рисованной миниатюре, в сочинении греческого монаха Анастасия Синаита (VI-VIIв.) впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина символизирует титло — табличку, на которой Пилатом было начертано: Иисус Назорей Царь Иудейский (
IНЦI
). К средней перекладине пригвождены руки. Нижняя Скошенная перекладина символизирует собой подножие, на которое опирались ноги Христа. Этой перекладине (особенно на Руси) приписывают особый символический смысл. Вместе с Христом были распяты два разбойника. Один злословил на Иисуса, другой же напротив, унимал его и говорил: «…мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Благоразумный разбойник исповедал свою вину и просил Господа простить его за все грехи. И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Таким образом, эта перекладина как символ весов Божьего суда, через покаяние поднимающая в рай и низвергающая (непокаявшегося разбойника) в ад. Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий. Идея Воскресения передавалось на крестах через изображение черепа (главы Адама) в основание креста (иногда рядом с буквами ГА). Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех —«Кровь Христа омыла грех Адама». Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, но и о его искуплении Христом и воскрешением.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector