На корде что такое бегать это
Выездка с шамбоном
Начиная выездку молодой спортивной лошади, необходимо развивать у нее мышцы и связки шеи и спины. Заставляя лошадь вытягивать шею вперед и вниз, добиваются улучшения гибкости ее спины, создают условия для хорошего сбора. Среди приспособлений для этой цели лучшим следует признать шамбон, предложенный французским спортсменом П, Шамбоном. Приспособление очень простое, действует автоматически, С его помощью за рубежом проходят выездку почти все конкурные лошади. Ремни, из которых устроен шамбон, расположены так, что когда лошадь поднимает голову, она ощущает давление трензеля на углы рта. Если лошадь продолжает поднимать голову, то давление трензеля увеличивается, вызывая боль. Опуская голову, лошадь чувствует облегчение, ее голова освобождается, натяжение ремней шамбона ослабевает.
В результате применения шамбона заметно развивается мускулатура лошади, через несколько месяцев регулярной тренировки «нарабатываются» мускулатура и связки шеи и спины, достигается ее «раскованность». Это можно заметить по положению спины лошади, позволяющей всаднику сидеть глубоко и непринужденно, а также по свободным ритмичным движениям лошади.
Уроки с применением шамбона должны длиться не более 15—20 минут и проводиться через каждые два дня. Выполняют их на свободе или на корде.
Для занятий с шамбоном лошадь вводят в манеж или на огороженную площадку на уздечке и ставят в середине, чтобы она не ударилась о стенку, если запрокинется.
Опустив лошади голову, пристегивают шамбон к кольцам трензеля и быстро отходят, так как лошадь может остановиться как вкопанная, встать на дыбы и даже перевернуться. Ее нужно выслать вперед и заставить двигаться по стенке.
Длину шамбона определяют, когда шея лошади вытянута. Если при этом она остается неподвижной с поднятой головой и с упором на трензель, то шамбон пригнан неправильно, его следует укоротить. Если же лошадь от действия шамбона «сдает» в челюсти и уйдет при этом «за повод», то следует скрестить ремни — правый пристегнуть к левому трензельному кольцу, а левый — к правому.
С шамбоном лошадь должна двигаться только рысью, так как на этом симметричном аллюре шея ее остается прямой с минимальными колебаниями. На галопе, и особенно при прыжке шея лошади резко двигается, вызывая болезненные перемещения трензеля во рту. Обычно в начале работы с шамбоном лошадь бросается вперед и вытягивается, затем она постепенно успокаивается и переходит на замедленный и ровный темп бега, вытянув голову вперед и подведя скакательные суставы под корпус. Движения ее делаются ровными и энергичными.
При работе с шамбоном категорически запрещено пристегивать корду к трензелю, допустим только капцунг.
ОСНОВЫ РАБОТЫ В РУКАХ!
1)Познакомьте лошадь с хлыстом. Хлыст нужен для того, чтобы дать команду, поправить или даже успокоить лошадь, но ни в коем случае не для наказания. Лошадь должна доверять хлысту и руке всадника, который им пользуется; если он применяется грубо, жестко, это доверие будет моментально уничтожено.
2)Откидывание зада. Используя капцунг и корду, удерживайте лошадь на месте, а хлыстом мягко прикасайтесь к той области, где будет воздействовать шенкель.
3)Осаживание. Встаньте рядом с плечом коня лицом к нему и двигайтесь вперед, помахивая хлыстом вверх и вниз вдоль бока лошади, не прикасаясь к ней.
4)Остановка. Давая команду голосом, одновременно оказывайте давление кордой и капцунгом на переносицу и легко положите хлыст на поясницу лошади.
5)Откидывание переда. Положите хлыст на поясницу лошади, чтобы дать приказ «остановить» движение бедер, потом шагните в направлении плеча животного, оказывая при необходимости легкое давление рукой, чтобы заставить лошадь сдвинуть плечи.
6) Боковое движение. Это упражнение совмещает в себе упражнения на откидывание зада и переда. Попросите лошадь сделать передней ногой один шаг в сторону от вас, а затем, чтобы выровняться, один шаг задней, так же в сторону. Постепенно эти шаги сливаются в одно сплошное боковое движение.
7)Использование голоса. Подача словесных команд во время работы в руках увеличивает «словарный запас» лошади. Иногда голосовые команды даже помогают точнее объяснить лошади, чего вы от нее хотите!
Работа на корде — рутина или искусство?
Поскольку я корду использую не просто для того, чтоб отмоционить лошадь, а для полноценной разноплановой работы, в течение уже многих лет и на разных лошадях, то некоторые вещи, которые работают всегда и на всех, можно наверное уже считать какой-то системой, пригодной для изложения. Но это будет интересно только тем, кто занимается обучением лошади с помощью корды. Многое из этого излишне, если требуется допустим только подготовить лошадь к заездке.
Попытаюсь для начала сформулировать что-то вроде «основных принципов». Во всяком случае я этих заповедей стараюсь придерживаться ВСЕГДА, независимо от уровня лошади, погоды и моего настроения.
Общие принципы
Есть еще моменты, скажем так, чуть менее приоритетные, но все же совершенно необходимые, если планируется дальнейшее обучение на корде.
1) Лошадь никогда не должна сужать круг без разрешения или наоборот вытягивать человека из круга.
2) Всегда нужно помнить о том, что средства управления, применяемые на корде, когда-нибудь придется переносить наверх. Поэтому желательно не выдумывать совершенно несуразные техники, которые потом невозможно будет адаптировать под седло.
3) Если мы хотим получить один и тот же результат, мы должны применять одни и те же команды. Если у нас сегодня галоп от подъема бровей, а завтра от моргания глазами, то лошадь запутается и подъем в галоп всегда будет нечетким.
4) Если есть ощущение, что для выполнения чего-либо приходится раз за разом усиливать команду, значит что-то идет не так!
5) Любые поползновения лошади устроить выплеск эмоций на корде лучше пресекать прямо в зародыше, если вы вышли работать. Беситься можно на свободе или вне манежа или по вашей команде. А в манеже на корде у лошади не должно возникать таких идей в принципе, особенно это важно, если на лошади уже надета седелка или седло! Лошадь, привыкшая по своему желанию развлекаться на корде потом в заездке тоже самое может сделать под всадником.
6) Никогда нельзя при работе на корде поднимать руку с кордой выше головы, если только это не усиление сигнала к остановке. Если это происходит на движении, значит скорее всего упущено что-то важное (см. предыдущие пункты).
7) Лошадь всегда должна выходить от человека на круг ШАГОМ.
Это и есть самое сложное. Не научить этому лошадь, а научиться самому не нарушать эти правила
Что я обычно делаю дальше.
Если лошадь гнется как бревно и еще пока не знает никаких наших сигналов и команд, то надо с чего-то начинать, прежде, чем ей станет комфортно бегать на корде.
Затем учим остановку (Заповедь №6).
Затем учим лошадь на месте смягчать внутреннее плечо. Очень часто молодые лошади при попытке сдвинуть их с места пытаются сразу сделать шаг внутрь, налечь плечом, вдобавок вывернув голову наружу. Поэтому проще заранее отработать автоматическую реакцию на давление в область подпруги, от которого лошадь сразу уступает плечом наружу. При этом не нужно, чтоб лошадь куда-то шла, это должно просто ощущаться, как уступка. Это нужно отработать до уровня, когда достаточно просто показать пальцем и лошадь уступит от жеста. Еще раз хочу подчеркнуть, что это должна быть уступка только плечом, а не так, что лошадь вся куда-то уползает вбок, или начинает откидывать зад.
Следующий шаг объединяет предыдущие. Мы учим лошадь идти в руках по кругу, одновременно следуя за рукой слегка вниз и уступая плечом наружу, сохраняя при этом траекторию вольта. Лучше сразу избегать таких вещей как вываливание плеча и откидывание зада.
Вообще нежелательно учить откидывать зад, как это любят делать последователи Парелли, «заглядывая лошади под хвост». Ну или от жеста в направлении задних ног. Потому что в дальнейшем лошадь будет откидывать зад наружу всякий раз, когда мы будем хотеть от нее подвести задние ноги под корпус.
Постепенно увеличиваем расстояние, сохраняя все остальные сигналы, но не больше, чем лошадь готова понимать. Возможно придется возвращаться на исходную и не раз.
И вот когда лошадь уже уверенно идет шагом хотя бы в трех метрах от человека и выполняет все эти команды, можно переходить к подъему в рысь, потихоньку увеличивая длину корды. Чтобы лошадь научилась качественно сгибаться на корде нужны месяцы работы + доп. упражнения! Нет такой волшебной кнопки, которую нажали и вот она побежала, как надо. Ведь лошади от природы не свойственно бегать кругами, ее баланс под это не заточен. А чтобы бегать согнувшись, никуда не валиться при этом, не висеть на корде, сохранять круг, нужно научиться совершенно новому балансу.
Я при этом не хочу сказать, что с лошадью нельзя бегать на корде, пока она не научится супер-балансу и не согнется правильно. Но те пункты, которые я перечислила вначале, я стараюсь соблюдать с самого начала, даже если лошадь еще ничего не умеет и бегает оленем.
Но параллельно с просто беганием можно и нужно начинать учить лошадь делать это правильно.
Теперь, как и обещала, буду пытаться разложить по полочкам как к этому всему прийти будучи на земле, то есть используя только корду, шамбарьер, язык тела и просто язык.
Еще несколько моментов, которые я бы выделила как важные, касающиеся конкретно человека с кордой. Тут я буду писать как работаю именно я, то есть те команды и язык жестов, который сложился в процессе работы и он мне нравится тем, что лошади быстро понимают что к чему, все сигналы естественны и потом могут использоваться в заездке, работе в руках и верхом.
В конечном итоге мы просто стоим в центре в нейтральной позе, не напрягаемся, и просим лошадь следовать за рукой вперед и вниз, одновременно требуем убрать плечо.
Фото: Heels Down Mag.
«Мы работаем своих лошадей на корде, но только с определёнными целями. Мы не гоняем их перед работой верхом, так как считаем, что нет смысла гонять лошадь на корде перед работой, если у нее нет каких то специфических проблем. Мы скорее работаем на корде в целях обучения.
Также подход к работе на корде зависит от возраста лошади: например, для взрослых лошадей 15-16 лет это не самый полезный вид тренинга. Мы также не часто работаем на корде лошадей во время соревнований, только если им нужно выпустить лишнюю энергию перед тем, как их поседлать.
Вы должны помнить о биомеханике лошади и о том, какие средства управления у вас есть. При работе на корде ваши ресурсы при воздействии на лошадь достаточно ограничены. А если лошадь не достаточно сбалансирована и бежит на переду, ее передние ноги несут слишком большую нагрузку.
Очень важно, чтобы люди понимали, что кордовая работа должна быть аналогична работе верхом. Вы должны постараться работать с помощью тех же средств управления, а не просто гонять лошадь по кругу. Конечно, при замене шенкеля на бич или голос лошади проще избегать работы и «падать» на перед. Когда мы работаем на корде, мы также стараемся двигаться по манежу, чтобы лошадь не бегала по одному и тому же следу.
Я считаю, что работа на корде это целое искусство. Если у вас есть к этому талант, работа на корде может принести большую пользу. Но, по-моему мнению, существует вероятность, что кордовая работа принесёт больше вреда чем пользы, как с физической точки зрения, так и в плане некорректного использования средств управления».
По пути к совершенству: кордовые тренировки для всадников
По пути к совершенству: кордовые тренировки для всадников
Одним из уникальных преимуществ корды является то, что она может укреплять вашу посадку и одновременно расслаблять ваше тело. Сфокусировавшись на езде в правильном положении, вы укрепляете и развиваете мышцы, которые двигают ваши суставы. Например, усиление мышц между бедром и коленом, поможет вам позволить своему весу уйти вниз по ноге и положить ногу правильно на бок лошади, что стабилизирует вашу посадку. Развитие мышц, расположенных вокруг вашего тазобедренного сустава (наиболее важного для хорошей посадки сустава всадника), максимизирует его способность поглощать удары ног лошади о землю, что поможет вам во время преодоления препятствий.
Тренировки на корде помимо прочего могут принести пользу и лошади, и кордовому. Многие лошади на корде учатся правильно дышать и расслабляться. Такая доброжелательная повторяющаяся работа стабилизирует их психику. Кроме того, лошади становятся более терпимыми к тому, что всадники делают на их спинах. Кордовый же учится использовать свой голос, работать своевременно и инстинктивно, контролируя ритм и аллюр лошади, увеличивать и уменьшать размер круга и работать с разными по темпераменту лошадьми. Каждая лошадь движется по-разному, поэтому при работе с разными лошадьми у вас будут возникать разные чувства. То же касается и кордового, поскольку каждый человек имеет свою уникальную технику работы. Периодическая смена всадника, лошади и кордового будет приносить пользу всем троим.
Ниже я приведу несколько советов и рекомендаций по безопасности, которые следует соблюдать во время работы на корде:
1. Всегда работайте на безопасном, закрытом рабочем пространстве с хорошим грунтом.
Я не использую боковые поводья на корде со всадником, потому что хочу, чтобы лошадь нашла свой баланс естественным образом. Всадник ездит без шпор.
3. Начинайте каждый урок со стременами обычной длины (основание стремени касается косточки голеностопа всадника). Во время езды отрегулируйте ее по мере необходимости. Так, если стремена длинные, вы можете понять это по тому, что начнете хвататься коленями за лошадь, а угол между бедром и голенью будет слишком большим. Если же ваше колено выходит за пределы подушки, то это свидетельствует о том, что путлища очень короткие. Если вы меняете лошадей, то сможете заметить, что вам потребуются стремена разной длины (из-за того, что разные лошади имеют разное строение тела).
4. Если вы хотите поработать без стремян, после разминки поднимите их и перекиньте через холку лошади, чтобы они не били ее по бокам, или же отстегните вовсе. Поддерживайте ноги в таком же положении, что и со стременами. Если ваше колено начинает выпрямляться, то это значит, что вы переутомились. В конце урока опустите стремена и поработайте еще немного. Это позволит хорошо растянуть мышцы ног и опустить пятку, максимизируя все преимущества, которые вы только что получили от работы без стремян.
5. Регулярно меняйте направление движения, чтобы и вы, и ваша лошадь равномерно развивали обе стороны ваших тел.
Плюс работы на корде заключается в том, что вы можете создать свою собственную индивидуальную программу тренировок. Чтобы избавиться от своих недостатков, мысленно проходитесь по короткому контрольному списку каждый раз, когда вы проезжаете 12-часовую отметку круга. Например, подумайте: «пятки вниз, колени согнуты». Чем чаще вы будете проверять свой баланс, двигая руками и верхней частью тела, находясь в седле, тем лучшее положение будет занимать ваша нога и тем безопаснее будет ваша посадка.
Ниже – несколько упражнений, с которых вы можете начать работу:
Для начинающих
Начните на шагу. Положите руки на бедра (кисти рук на косточках таза). Расслабьте локти и не хватайтесь ни за что руками. Потянитесь корпусом вверх, пусть вес уходит вниз, к пяткам. Почувствуйте, как ваш таз поднимается и «падает» в ритме шага вашей лошади. Убедитесь, что ваши шенкеля находятся прямо под вашим центром тяжести и что углы тазобедренного сустава, коленного сустава и голеностопа правильные.
Когда вы расслабитесь и вам будет комфортно сидеть в седле, попробуйте выполнить следующие упражнения:
1. Поработайте на шагу над двухточечной посадкой.
Обратите внимание, как верхняя часть тела наклоняется вниз, если ноги уходят назад, и наклоняется назад, когда ноги уходят вперед. Чтобы предотвратить это, сосредоточьтесь на том, чтобы ваши шенкеля находились прямо под корпусом, независимо от того, что делает ваша верхняя часть тела. Растяните ногу и опустите пятку, почувствуйте гибкость своих лодыжек, не теряя угол в коленях.
По мере того, как вы начнете сидеть все более уверенно, преувеличивайте свою двухточечную посадку, приближая грудь к шее лошади. Затем попробуйте наклоняться к обеим сторонам шеи. Чем больше вы работаете над изменением своего центра тяжести, тем более безопасным становится положение ваших шенкелей. Вы также начнете намного лучше осознавать свой баланс. Вы начнете чувствовать его сами, лучше, чем инструктор, подсказывающий вам, куда движется ваше тело.
2. Играйте с различными положениями и движениями рук. Вытяните руки в стороны, как крылья самолета, концентрируясь на том, чтобы ваши пальцы были спокойными. Вытяните обе руки перед собой. Положите их на голову. Поместите их за спину. Сделайте медленные чередующиеся круги двумя руками. Попытайтесь похлопать себя по голове одной рукой, потирая живот другой. Часто меняйте свое положение, чтобы бросить вызов своей посадке и равновесию. Это также улучшит гибкость локтей, когда позднее вам нужно будет взять повод.
Есть множество забавных упражнений, которые вы можете испробовать сначала на шагу, а затем на рыси. Например, положите обе руки на голову, как всадница на фото. Обратите внимание: ее корпус остается «высоким», она смотрит вперед, в то же время вес уходит вниз через пятки. Хотя посадка всадницы вполне надежна, мне хотелось бы, чтобы она опустила стремена на отверстие вниз. Это помогло бы ей переместить ноги в правильное положение (у нее очень длинное бедро по отношению к голени) – опустить их ниже, обняв бока лошади.
3. Повороты.
Руки держим на бедрах и быстро поворачиваемся вправо, смотря через правое плечо, а затем влево, смотря через левое плечо. Это поможет укрепить ноги, расслабляя верхнюю часть тела.
Похлопывая одной рукой себя по голове, трем другой рукой свой живот. Это отличная проверка координации. Посмотрите: всадница остается в центре и выровнена над своими ногами.
4. Облегчаемся на шагу. Эта задача сложнее, чем кажется. Поднимитесь из седла и тихонько сядьте назад, так же, как и на рыси, не нарушая положения шенкелей. Вы можете держаться за гриву лошади, или положить руки на бедра, или расставить их в стороны, или придумать что-то свое.
Сначала тренируйтесь в двухточечной посадке на шагу, затем, по мере того, как вы будете ехать более уверенно, попробуйте выполнить упражнение на рыси. У всадницы отличная двухточечная посадка. Ее вес правильно ушел вниз, в пятки, колени плотно прижаты к седлу. Она смотрит вперед в направлении движения лошади.
5. Чтобы укрепить свое седалище (основание вашей посадки), возьмитесь за луку седла и придавите себя вниз в седло, сосредоточив внимание на том, чтобы закрыть шлюс на седле. Обеспечив крепость этой части тела, вы позволите своей спине расслабиться. Ваш шлюс поддерживается стабильным, правильно расположенным шенкелем. Держите шенкеля под корпусом, пальцы ног пусть смотрят вверх, но они не должны быть вывернутыми наружу, иначе вы будете хвататься за лошадь задней частью своих шенкелей. Это научит вашу лошадь игнорировать воздействие шенкеля или слишком остро реагировать на него. Вместо этого шенкеля должны плоско лежать на боках лошади.
Когда вы будете готовы, можете снять стремена, но углы бедер, коленей и голеностопов должны оставаться такими, как при езде со стременами. Обратите внимание на углы всадницы: они совпадают с углами на фотографии выше, где она работала со стременами.
6. Найдите средние аллюры вашей лошади. На каждом аллюре лошадь должна уметь удлинять и собирать свой шаг и рамку. Начните с поиска «передач» на шагу. Используйте свои ноги, чтобы попросить лошадь удлинить шаг, сохранив при этом тот же ритм. Всегда проверяйте, быстро ли лошадь реагирует на шенкеля. Если необходимо, попросите кордового помочь вам (подбодрив вялую лошадь хлыстом или голосом или мягко отозвав кордой лошадь, которая торопится и перебегает в рысь). Затем отпустите давление и позвольте лошади вернуться на удобный для нее шаг. Повторяйте это, пока вы не сможете переключаться между двумя разными «передачами» без потери ритма.
Приведенные выше упражнения необязательно должны выполняться именно в таком порядке. Делайте все, что вам подходит, соответствует вашим навыкам, способностям и уровню комфорта. Они нагрузят вас так, что поначалу, возможно, вы будете работать только на шагу. Это хорошо. Когда вам будет удобно, попробуйте убрать стремена на какую-то часть урока и повторите упражнения, а затем верните стремена обратно, чтобы закончить сеанс.
Когда вы будете готовы к рыси, начните, опустив стремена на обычную для вас длину. Когда вы освоитесь, повторите те же упражнения, что и на шагу. Также работайте над тем, чтобы чувствовать и определять, какая диагональ идет вперед, не глядя вниз. Это отличный способ перестать смотреть вниз. Не спешите. Дайте себе время для развития этих навыков.
Для более опытных всадников
Попробуйте выполнить следующие упражнения:
1. Езда строевой рысью, перемена диагонали каждые четыре темпа. Сосредоточьтесь на ритме вашей лошади. Если нужно, считайте вслух. Обращайте внимание на реакцию лошади даже на случайные отклонения вашего баланса вперед или назад. Это поможет улучшить ваше понимание того, что она делает под вами, и поможет вам сохранять ритм во время преодоления препятствий. Когда вы освоитесь, попробуйте менять диагональ через три темпа, через два. Наконец, повторите упражнение без стремян.
2. Учебная рысь. Когда вы почувствуете себя готовым, сядьте на учебную рысь. Одной рукой держитесь за луку. Усадите себя в седло глубже, снова сосредоточив внимание на том, чтобы закрыть ноги от бедер до колен. Убедитесь, что ваши плечи остаются выровненными над тазом и пятками. Сделайте несколько кругов, обращая внимание на то, закрепощаетесь вы или нет. Затем вернитесь к строевой рыси или прошагните.
По мере того, как вы будете становиться сильнее, вы сможете сидеть на учебной рыси в течение более длительных периодов времени. Если у вас заколет в боку, сделайте перерыв! Мышцы вашего живота говорят вам, что вы переусердствовали. Когда ваши шенкеля будут оставаться на местах, пробуйте отпустить луку седла. Сосредоточьтесь на шлюсе. Он должен обеспечивать крепость посадки, вы не должны закрепощать поясницу.
Работая на учебной рыси, старайтесь заботиться о спине своей лошади. Помните, что ваши подпрыгивания в седле причиняют ей дискомфорт.
3. Если ваша лошадь умеет адекватно работать на корде галопом, а кордовый достаточно опытен, вы можете поработать и над галопом, выполняя упражнения, которые вы делали на шагу и рыси. Чтобы глубже опустить свой вес в седло, по началу придерживайтесь одной рукой за луку седла. Это поможет сохранить контакт вашего седалища с седлом, пока вы не научитесь следовать за движением, а не двигаться против него.
Чтобы хорошо сидеть на учебной рыси, не выпрыгивая из седла и не стуча по спине лошади, вам понадобится прочный контакт шлюса с боками лошади. Всадница, придерживаясь одной рукой за луку, помогает себе сесть в седло поглубже и сделать контакт шлюса прочнее. Ее ноги тянутся вниз, пятки опущены, а корпус «высокий».
Одно из лучших упражнений для укрепления вашей посадки и создания баланса – работа на двухточечной посадке без стремян. Сначала попрактикуйте со стременами. Сделайте все возможное, чтобы поддерживать правильные углы коленей и лодыжек. Расслабленные плечи всадницы и выражение ее лица создает видимость легкости упражнения, но не все так просто, как кажется!
Если ваша лошадь хорошо работает на галопе, это упражнение может помочь вам укрепить связь седалища с седлом. Вы также сможете более плавно сопровождать движения лошади. Держитесь одной рукой за луку седла, чтобы опустить вес вниз и сесть глубже в седло, распределив вес вокруг боков лошади, позволяя бедрам и позвоночнику свободно двигаться. Всадница позволяет своему весу уйти вниз, в седалище и пятки, сохраняя корпус «высоким» и расслабленным. Ее взгляд направлен вперед.