музыкальный инструмент перкуссия что это

Какие музыкальные инструменты называются «ПЕРКУССИЕЙ»

72a941d5bf80721669d3281e21f341131163dr

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации.

Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

Основных критериев классификации перкуссионных инструментов два: звуковысотность и звукообразование.

По звуковысотности ударные музыкальные инструменты делятся на:

— Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда.

К таким инструментам относятся: большой и малый барабаны, литавры, ксилофоны, виброфоны, металлофоны, колокольчики и ряд других.

— Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки.

Среди этих инструментов — треугольники, бубны, тамбурины, маракасы, кастаньеты, тарелки, там там и другие.

По критерию звукообразования музыкальные инструменты перкуссионной группы делятся на:

Мембранофоны — инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана из кожи, пергамента или пластика. К ним относятся барабаны, бубны, тамбурины, бонги, и др.

— Идиофоны — инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, литавры, коробочки, колотушки, колокольчики, треугольники), либо состоящие из целиком звучащих тел (металлофоны, ксилофоны). Идиофоны по материалу дополнительно делятся на:

no avatar

Металлический идиофон: Музыкальный треугольник Мастерской Сереброва

Источник

Перкуссия (музыка)

180px 2002 dmuseum musik002 800

Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушки, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Классификация ударных инструментов

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.

Перкуссия

Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей. Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах и других малых образованиях аборигенов, носителей языческих форм религий. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп. Так же, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия),что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.

Источник

Ритм твоей души: все о перкуссии и ударных музыкальных инструментах

Сегодня мы подробно разберем ударные музыкальные инструменты: от истории возникновения до разновидностей и применения в музыке. Узнаем, чем играют на бочке, как различить пол кастаньет, каким материалом наполняют маракасы и не только.

Классификация ударных инструментов

Ударные (или перкуссия) — это наиболее многочисленная группа музыкальных инструментов. Такое название дано по способу извлечения звука путем ударов или потряхиваний инструмента. Наряду с духовыми, ударные инструменты являются исторически одними из первых музыкальных инструментов.

Классификация этой группы обширна из-за большого количества видов. Ударные инструменты различают по высоте, способу извлечения звука, по материалу изготовления.

mathimata krouston

Виды ударных:

Инструменты барабанной установки

Как правило, в ударной установке используют барабаны и тарелки. Однако, она может включать дополнительные инструменты, если того требует музыкальный жанр или специфика репертуара. Теперь подробнее рассмотрим профессиональную барабанную установку.

Тарелок насчитывают около 120 видов, но мы разберем наиболее популярные:

hiroshima sound garden 2021

Музыка не стоит на месте, поэтому последнее время популярны электронные установки. По сравнению с классическими, они имеют несколько преимуществ. С ними возможно контролировать уровень громкости, подключать наушники и направлять звук на микшерный пульт при студийной записи. Пожалуй, единственным минусом будет отсутствие ощущений от «живых» барабанов в процессе игры.

Инструменты перкуссии

Это ударные, которые не используют в установке. На них, как правило, играют отдельно, исполняя прописанную партию.

Литавры — инструмент оркестровой перкуссии. Представляет собой от двух до семи чаш по форме котла. Сделаны из меди. Сверху имеют кожаную или пластиковую мембрану. Звук извлекают палочками с круглым наконечником.

396e201a96e22ac2445c143431264cc0

Бубен — является древним инструментом. Представляет деревянный ободок, обтянутый мембраной. В обод часто вставляются тарелочки или колокольчики. Звук можно извлекать как из тарелочек, тряся инструмент, так и из самого тела, ударяя по нему пальцами или специальной палочкой.

Читайте также:  матка очень низко что это значит

Ксилофон — инструмент, состоящий из прямоугольных деревянных брусочков разного размера, собранных в два ряда. Каждая из клавиш настроена на определенную высоту. Ударяют по нему палочками с круглым наконечником. Звук специфичный и во многом зависит от материала наконечников палочек.

Маримба — разновидность ксилофона. Отличается тем, что клавиши расположены как на фортепиано и резонирующие трубки длиннее.

Вибрафон — ударный инструмент, относящийся к металлофонам. Конструкция схожа с ксилофоном, но имеет различия. Клавиши расположены на дощечке с колесами на днище. Электромотор реагирует на вибрацию и активирует лопасти, влияющие на звук. Демпфер, регулируемый педалью внизу инструмента, помогает приглушать звучание. Извлекается звук молоточками с круглыми наконечниками, их может быть от 2 до 6.

Треугольник — инструмент из металла, изогнутого в виде треугольника. Один край остается открытым. Треугольник имеет искрящийся тембр, подходит для несложных ритмических рисунков.

Колокола — набор от двенадцати до восемнадцати цилиндрических трубок из металла разного диаметра. Колокола подвешивают вертикально в раме-стойке. Ударяют по ним колотушкой. Диапазон колоколов 1-1,5 октавы.

Кастаньеты — инструмент состоит из двух деревянных половинок по форме чашечек, которые перевязаны шнурком сверху. Изготавливают их из древесины или стеклопластика. Кастаньеты — это парный инструмент. Занимательно, что одна часть больше и соответствует мужчине, а другая, чуть поменьше, — женщине. Та, что меньше, издает более высокий звук и надевается на большой палец правой руки. Мужская часть, соответственно, на левую. Звучание инструмента костяное и щелкающее, его сложно с чем-либо перепутать.

323ec6dae352af1673ef33307ecede9c

Там-там — инструмент азиатского происхождения. Представляет собой выпуклый диск из металла. Считается одним из видов гонга. Звучание мрачное и грозное. На нем играют, ударяя большой колотушкой.

Маракасы — древний инструмент индейцев Таино, является разновидностью погремушки. При потряхивании издает характерный шелестящий звук. Современные маракасы наполняют как горохом и бобами, так и бисером, бусинами.

Источник

Виды и типы этнические инструментов

Перкуссионным инструментам отводится особая роль: они создают ритмическую основу музыкальных композиций, независимо от стиля. Многие фольклорные и этнические мелодии звучат по-новому, намного выразительней, когда их сопровождает четкий ритм. Перкуссия вносит остроту и динамичность в звучание электронной музыки, придает яркий колорит другим современным направлениям.

Мы подготовили для вас полезную информацию, которая поможет определиться с выбором подходящего перкуссионного инструмента. Какие разновидности пользуются популярностью, как в зависимости от материалов меняется звук, что лучше подойдет для того или иного музыкального стиля – вы получите ответы на эти и другие вопросы. Краткий исторический экскурс познакомит вас с происхождением разных инструментов.

Итак, добро пожаловать в мир завораживающих ритмов.

Популярные перкуссионные инструменты

Перкуссия издавна используется в музыке разных стран и народов, легко преодолевает культурные различия. Музыканты – креативные личности и не знают пределов в поисках новых ритмических возможностей. Они создали столько перкуссионных инструментов, что новичкам непросто разобраться в их разновидностях. Для начала расскажем о самых компактных видах.

Перкуссия малых размеров

Шейкеры входят в перкуссионный набор музыкантов, играющих в разных стилевых направлениях – поп, фолк, джаз и других. Они представляют собой закрытые емкости с различным сыпучим содержимым: зернами, бисером, крупами, камушками и т. п. Это может быть небольшой цилиндр, восьмигранник, яйцо или экзотический фрукт. В зависимости от формы и габаритов корпуса звучание инструментов разительно отличается.

Высота тона взаимосвязана с материалом, из которого изготовлен инструмент: металл, дерево, пластик или даже высушенная тыква. Размеры бывают разные, начиная с самых миниатюрных. Вид, твердость и количество наполнителя влияет на тембр звука. Его извлекают, ритмично встряхивая шейкеры, профессиональные исполнители делают это виртуозно. Они пользуются несколькими инструментами различных форм и объемов. Важно, чтобы шейкер удобно лежал в руке.

%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%81

Маракасы – родственные шейкерам ударно-шумовые инструменты. Они бывают разной конфигурации. Обычно напоминают яйцо или детскую погремушку с круглым либо продолговатым корпусом и ручкой. Это парный инструмент, при игре обычно используют два маракаса. Их деревянный или пластиковый корпус бывает наполнен семенами или дробинками. При потряхивании создается фоновый ритм с шуршащим звучанием.

Существуют разные версии происхождения маракаса. Одни исследователи считают, что он появился на Антильских островах, другие отдают пальму первенства Кубе. Маракасы стали характерным атрибутом латиноамериканских музыкальных групп, используются оркестрами для сопровождения карибских мотивов.

%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81

Прием игры предельно прост – палочки длиной до 25 см свободно держат в руках и ударяют ими друг о друга. Ладони складывают «лодочкой», чтобы они выполняли функцию резонатора, усилителя звука. Игра на клавесах в разных вариациях задает зажигательный ритм, характерный для сальсы, мамбы и других латиноамериканских танцевальных стилей.

Читайте также:  Калина какие двигатели загибают клапана

%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA

Рейнстик относится к традиционным африканским инструментам, популярен в некоторых южноамериканских странах – Чили, Перу и других. По своей конструкции он схож с шейкерами, но есть отличия: внутри корпуса, наполненного семенами, мелкими шариками или дробью имеются перегородки.

На родине за особенности звучания рейнстик называют «палкой дождя». Шуршание пересыпающего во время игры наполнителя похоже на шум дождя. Для изготовления аутентичных инструментов используют высушенные кактусы или бамбук. Недорогие модели делают из пластика, иногда прозрачного. В этом случае перемещение наполнителей создает дополнительный визуальный эффект.

%D0%B2%D1%83%D0%B4%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA

%D0%B3%D1%83%D0%B8%D1%80%D0%BE

К этой разновидности принадлежат вудблоки из цельного дерева, всевозможные гуиро, гладкие и рифленые реко-реко – кубинский аналог трещотки. Сюда же включают корейские или, иначе, буддийские колокола. Их современное название темпл-блоки (temple-blocks).

%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Треугольники могут звучать нежно, мелодично или резко, пронзительно, это зависит от силы удара. Ветряные колокольчики и бар чаймсы – самозвучащие инструменты. Чистый и звонкий звук может возникнуть произвольно: при дуновении ветра, от соприкосновения прутьев друг с другом. Играя глиссандо, получают так называемую музыку сфер. На особенности звучания влияет вид металла.

%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BB

Ковбеллы похожи формой на четырехгранную призму. Их держат в руках или закрепляют на перкуссионной стойке. Для игры применяют деревянные палочки типа барабанных. Сила и высота звука зависит от материала, размеров и толщины стенок. Инструмент используют не только для латиноамериканских композиций, но и в рок-музыке, поп-мелодиях.

Цельнодеревянные барабаны

Перкуссионные наборы включают несколько видов барабанов. Начнем обзор с цельнодеревянных моделей. Они отличаются фактурой игровой поверхности. Для ее изготовления применяют дерево.

%D0%BA%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%BD

Кахон иногда называют коробчатым барабаном. Это связано с историей его появления. Ящики из-под рыбы и пустые коробки от сигар или табака заменяли африканским рабам, вывезенным в Перу и на Кубу, привычные барабаны. Так появился новый ритмический стиль, названный румбой де кахон.

Современные кахоны формой по-прежнему напоминают коробку. Их делают из прочной фанеры разных древесных пород: бразильской гевеи, красного дерева и даже балтийской березы. На одной из стенок расположено резонаторное или звуковое отверстие. Передняя стенка тоньше остальных, она служит рабочей поверхностью для игры ладонями.

Исполнитель садится верхом на инструмент и барабанит по передней панели. В зависимости от породы дерева и места удара звуки бывают низкими или высокими. Кахон создает ритмическую основу в разных музыкальных жанрах, особенно в таких, как фьюжн и фламенко.

Щелевые барабаны

Это инструменты с многолетней историей. Народы Латинской Америки, Индонезии и Африки применяли их в ритуальных целях, при проведении целительных обрядов. Они служили средством удаленной связи, для передачи звуковой информации между племенами. Жители Новой Гвинеи и Полинезии пользуются ими до сих пор. В наше время функции щелевых барабанов претерпели изменения, но от этого их популярность не стала меньше. Их часто используют для музыкальной терапии и гармонизации организма.

Это подходящий вариант для того, чтобы с раннего возраста приучать детей к музыке, пробуждать их интерес. В отличие от классических инструментов, на таком барабане легко играть. Он отзывается на легкие удары пальцев и палочек, издает приятное певучее звучание. Щелевые барабаны не имеют мембран, изготовлены из куска дерева с выдолбленной сердцевиной. Их форма бывает настолько причудливой, что поражает воображение.

Рамочные барабаны

Этот вид инструментов относится к самым древним. Из Индии и ближневосточных стран они постепенно добрались до Америки и Европы. У рамочных барабанов простая конструкция: круглый деревянный обод (рама) обтянут кожаной мембраной. Иногда с внутренней стороны прикрепляют две скрещенные палки, чтобы за них держать инструмент или делают отверстие в ободе для большого пальца.

Размеры у барабанов разные: арабский риг диаметром с бубен, формат ирландского бойрана либо индийского дафа гораздо крупнее. Небольшие и средние инструменты держат в одной руке, играют свободной ладонью и всеми пальцами. Нередко для игры используют специальные палочки. Удары в центр мембраны производят низкие, басовые звуки, а ближе к ободу – высокие, с множеством обертонов. Большие барабаны часто используют для ритуальных церемоний или во время праздников.

%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD

Большой барабан-стол или тейбл-драм применяют для групповой игры. Его часто используют в оздоровительных программах, включающих музыкальную терапию. Вокруг инструмента располагается несколько исполнителей, играющих палочками либо ладонями.

%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8

Металлический барабанчик табори (тамборим) не так известен, как другие разновидности рамочных собратьев. Его диаметр меньше 20 см. Инструмент отличается очень высоким тембром за счет туго натянутой мембраны. Он задает быстрый ритм при исполнении батукады – афро-бразильского стиля самбы.

Музыкант, прижав инструмент рукой, барабанит по нему пальцами либо виртуозно использует палочку. Если плотнее прижать мембрану, высота звука изменится. Во время игры табори часто вращают в руках, демонстрируя мастерство исполнителя.

Читайте также:  Двигатель не заводится ваз калина

Барабаны для игры ладонями

К самым распространенным из них относятся бонги, джембе, таблы и дарбуки.

%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE

Бонго – перкуссионный инструмент в виде двух соединенных между собой барабанов разного диаметра. Больший по размеру находится справа от бонгосеро (барабанщика) и звучит в более низкой тональности. Изначально корпус был только деревянным. В современных условиях его делают из дуба, каучукового дерева, металла либо искусственных материалов. Мембрану изготавливают из бычьей кожи или синтетики.

У бонго афро-кубинские корни, он задает четкий ритм сальсе, ча-ча-ча и другой латиноамериканской музыке. Играют на нем ладонями или кончиками пальцев, чаще всего сидя, расположив инструмент между ногами. Бонго ценят за колоритное звучание, используют во многих оркестрах и группах.

%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%B5

Джембе и западноафриканская музыка ‒ взаимосвязанные понятия. Популярность перкуссионного инструмента, формой напоминающего кубок, давно вышла за пределы его родины ‒ Мали. Его ценят за широту диапазона от глубокого баса до высоких тонов.

Аутентичные экземпляры делают из натуральных материалов: для корпуса берется цельный кусок дерева (в идеале – красного), сверху натягивают мембрану из телячьей или козьей кожи. Играют ладонями обеих рук, производя шлепки, перекаты и удары. Джембе используют в трех положениях: подвешивают на ремнях, зажимают ногами, устанавливают на стойке. Экзотический барабан добавляет яркие краски в звучание регги, рока и других музыкальных стилей.

%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0

Другой кубкообразный инструмент ‒ дарбука – не менее популярен в этнической музыкальной среде. Ареал его распространения чрезвычайно широк: север Африки (место происхождения), Закавказье, Ближний Восток и не только. В прежние времена дарбуки делали из глины, затем обтягивали кожей, мембрану закрепляли веревкой. Сегодня материалом для корпуса служит керамика, металл или дерево, мембраны чаще изготавливают из синтетики. Дарбуку держат горизонтально, играют ладонями, чередуя их с пальцами. Обычное положение – сидя или стоя. Инструменты турецкого типа отличаются угловатым краем мембраны, у египетской версии края сглажены. Эти нюансы влияют на приемы игры и характер звучания.

Африканские talking drum относятся к особому типу барабанов, их называют говорящими. Опытный исполнитель во время игры умело меняет высоту звука. Держа инструмент под мышкой, он сжимает веревки на его корпусе, служащие оплеткой и стягивающие мембраны. Звуки извлекают с помощью рук или специально изогнутой палочки.

%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B0

Индийский парный барабан табла активно используется в национальном кинематографе, народной и классической музыке. Входящие в него барабаны отличаются не только названием, но также материалом и звучанием. Для большого байяна используют латунь или медь, он издает низкие звуки. Тот, что поменьше или дайян, делают из твердого дерева, чаще палисандра. У него высокий «голос».

Для мембраны туго натягивают козью кожу. Двойной слой у внешнего края гасит лишние обертоны. В центре рабочей поверхности обоих барабанов имеется небольшой круг, сделанный из смеси железных опилок и рисового клея. Эта конструктивная особенность улучшает звучание инструмента. Играют на табле ладонями или пальцами, чередуя различные технические приемы, довольно сложные для новичков.

Большие барабаны

В этом разделе речь пойдет о тяжелых инструментах, их закрепляют на стойках или ставят на пол.

%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8

Для концертного исполнения применяют установку из 2‒3 барабанов разных размеров: большого «тумбы», среднего «сегундо» и маленького «квинто». У многих инструментов имеются удобные ножки. Конгуэрос, играющие на конге, используют ладони и пальцы. Основные приемы – разнообразные удары, шлепки и касания. Румба, меренга и сальса не исчерпывают возможности инструмента, его стали часто использовать исполнители поп-музыки и джазовых композиций.

%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%8B

Кубинские тимбалесы своим происхождением обязаны железным емкостям для перевозки тростникового сока. В современном исполнении это два латунных или стальных барабана, соединенные общей колодкой. Благодаря небольшому размеру, они легко умещаются на стойке для перкуссии. Играют на них, ударяя по мембране тонкими палочками. Звук получается узнаваемым, ярким и гулким. Опытные тимбалерос разнообразят аранжировку регги, латино и фьюжн, играя на боковых поверхностях.

Стальные пэн-барабаны появились в Тринидаде примерно в середине XX века. Материалом для первых экземпляров служили бочки из-под нефти. Любители отбивать ритм, на чем придется, заметили, что зубчатое днище издает особенный звук. После доработки конструкции получился новый перкуссионный инструмент с неповторимым жизнерадостным тембром – Steel Drum или Steel pans. Без него не обходится ни один карнавал.

Глиняные барабаны

%D1%83%D0%B4%D1%83

Заключение

В музыкальном арсенале каждой этнической группы имеются уникальные и схожие с другими перкуссионные инструменты. Из нашего обзора вы узнали о самых распространенных разновидностях, популярность которых растет год от года. Их использование подарит новые возможности исполнителям классической, фольклорной и электронной музыки самых разных стилей. Освоить технику игры совсем несложно, в современных условиях для этого есть масса возможностей. Успех зависит только от вашего желания!

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector