Орган (инструмент)
Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Чтобы отличать данный музыкальный инструмент от электронных, имитирующих звуки органа, называется обычно духовым органом. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые при открытии клапанов попадает воздух, подаваемый с помощью электрического органного вентилятора или мехов. Игра на органе осуществляется при помощи одной или нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры при включенных регистрах. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.
Содержание
История
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.
Устройство
Трубы
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Пульт
Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.
Мануалы
Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
Педаль
Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g 1 или до f 1 ), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.
Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.
Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
Регистры
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.
Все регистры по устройству распадаются на две категории:
Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.
Применение
В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Композиторы
Некоторые композиторы, сочинявшие органную музыку
Орган
Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.
Основные сведения
Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.
Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)
Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.
Возможности «короля музыки» практически безграничны: ему доступны не только всевозможные стандартные звуки, от самых низких до невероятно высоких. В его власти воспроизводить звуки природы, пение птиц, звон колоколов, грохот падающих камней.
Устройство органа
Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:
История
История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту.
Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.
Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.
Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.
В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.
Клавиатура современного органа
XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).
«Золотым веком» органной музыки считается рубеж XVII-XVIII веков. Конструкцию усовершенствовали до предела: инструмент мог заменить целый оркестр, издавал невероятное разнообразие звуков. Композиторы Бах, Свелинк, Фрескобальди создавали произведения специально для этого инструмента.
ХХ век отодвинул громоздкие инструменты в сторону. На смену пришли компактные конструкции, удобные в использовании, не требующие сложных телодвижений. Эра «короля музыки» закончилась.
Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.
Разновидности
Органы классифицируют по нескольким признакам:
Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.
Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.
Диспозиция: классический, барочный, симфонический.
Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.
Наиболее распространенные виды органов:
Применение
Сегодня инструмент активно применяется протестантами, католиками – сопровождает богослужения. Его устанавливают в светских залах для сопровождения концертов. Возможности органа позволяют музыканту играть сольно или стать частью оркестра. Встречается «король музыки» в ансамблях, аккомпанирует хорам, вокалистам, изредка участвует в операх.
Как играть на органе
Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.
Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.
Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.
Композиторы
Произведения для «короля музыки» писали талантливые композиторы прошлого и позапрошлого веков:
История органа
Возникновение органа
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Развитие органа
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.
Орган (музыка)
Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Чтобы отличать данный музыкальный инструмент от электронных, имитирующих звуки органа, называется обычно духовым органом. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые при открытии клапанов попадает воздух, подаваемый с помощью электрического органного вентилятора или мехов. Игра на органе осуществляется при помощи одной или нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры при включенных регистрах. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.
Содержание
История
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.
Устройство
Трубы
Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Пульт
Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.
Мануалы
Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
Педаль
Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g 1 или до f 1 ), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.
Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.
Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
Регистры
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.
Все регистры по устройству распадаются на две категории:
Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.
Применение
В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.
Композиторы
Некоторые композиторы, сочинявшие органную музыку
«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.
Немного истории
Древняя история
Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган – гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным.
В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе.
Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.
Средние века
В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII–VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.
В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.
В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон – шире.
Эпоха Возрождения
В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.
Барокко
Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».
«Романтический» период
Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.
Новое время
XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.
Внешний вид
Как устроен?
Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).
Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:
Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.
Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.
В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.