Мониторинг в детском саду.
Элла Серебрякова
Мониторинг в детском саду.
Что такое «мониторинг в детском саду»? Наверное, все педагоги дошкольного образования не раз задумывались над этим словом. Более понятно слово «педагогическая диагностика». Давайте разберемся. Понятие «мониторинг» относительно новое в системе дошкольного образования. Бабаева Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова З. А. (Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб., 2010.) определили образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
Механизмами мониторинга являются:
1) условия, обеспечивающие качество педагогического процесса (кадры ДОУ, предметно-развивающая среда);
2) соответствующие диагностические методики;
3) методы, применение которых позволит получить необходимый объем информации в определенные сроки (низко формализованные, высоко формализованные).
В 2010 году вышли «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые чётко определили мониторинговые системы как её обязательный компонент. В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» говорится, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей». В Федеральных государственных требованиях указывается, что содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Это означает, что образовательные программы должны иметь свою разработанную комплексную систему мониторинга. И это очень важно.Образовательный процесс в ДОУ строится по 10 образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». И каждая образовательная программа определяет по всем образовательным областям свои задачи освоения детьми программы, знания, которые должен получить ребёнок, планируемые результаты и интегративные качества дошкольника. После выхода Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования стала выходить и литература по мониторингу. С одной стороны – это облегчило работу педагогов, с другой – затруднило. Вышла масса методик диагностирования по каждой программе. Возьмите программу «Детство». Хорошая программа, современная, содержательная. Вышла книга «Мониторинг в детском саду» (авторы Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А.) к этой программе. Методики диагностирования расписаны по всем образовательным областям. Но их так много. И все их провести педагог не в состоянии. Встал вопрос в ДОУ о выборе определённых дигностических методик из «Мониторинга в детском саду», и создании диагностических карт. Нами разработаны диагностические карты по всем образовательным областям и по каждому возрасту.
Очень важно, педагогу, не просто провести диагностику,но и сделать выводы по ее результатам: что достигнуто детьми, чего нужно дос-тичь, какая работа поможет решить проблемы и поддержать достижения детей.
По окончании мониторинга очень важно собрать все результаты воедино, где можно проследить развитие не только одного ребёнка, но и всей группы в целом. Для этого нами были разработаны общие таблицы мониторинга по каждой возрастной группе.
Для старшего воспитателя очень важно иметь полную картину результатов мониторинга по детскому саду. И для этого была создана таблица общего мониторинга по детскому саду, что позволило проследить результаты освоения основной программы по каждой возрастной группе и в целом по детскому саду.
Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.
Тематический план ДОУ на год Первая младшая группа (2-3 года) «Детский сад» 3 – 7 сентября «Золотая осень» 3– 28 сентября «Я в мире человек» 1 – 12 октября «Мой дом».
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Надежда Прохожева
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. А уже 01.01.2014 года после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет?
Большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:
— качество условий (материально-техническое, методическое обеспечение, предметно-пространственная среда, комфортная психологическая среда, кадровый потенциал);
— качество образовательного процесса (ООП ДО, квалификация педагогов, учебно-вспомогательный материал);
— качество результатов образовательной деятельности (диагностика).
Сегодня пойдет речь о качестве результатов образовательной деятельности. Немного теории…
Основным инструментом для выявления качества результатов является диагностика (мониторинг).
Педагогическая диагностика в ДОУ – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: на познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Во ФГОС дошкольного образования в п. 3.2.3. прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»
В соответствии со Стандартом «результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). При этом необходимо согласие родителей (законных представителей) ребенка на его участие в данной диагностике.
«Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей». Следуя вышесказанному, хочется отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, где нет педагога-психолога диагностика школьной зрелости детей, а именно тест Керна Иерасика, не проводится, и в образовательной программе дошкольного образования этот вид диагностики не прописывается.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».
В нашем ДОУ разработано положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Настоящее положение размещено на сайте МБДОУ в разделе «Документы».В нем закреплены следующие диагностические методики:
К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г.
Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г.
Т. А. Тарасова «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г.
Э. П. Костина «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г.
С помощью представленных диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.
Важно отметить, что в ОП ДО, так же, как и в положении о системе оценки индивидуального развития дошкольника, четко прописаны диагностические методики, а именно автор и название.
Обращаю Ваше внимание на то, что принцип единочтения должен просматриваться в образовательной программе дошкольного образования и в календарном учебном графике, где четко указаны кроме методики диагностики, еще и периодичность, конкретные сроки, возраст детей.
Для наглядности обращусь к этим документам.
Если посмотреть ОП ДО нашего учреждения (которая также, как и положение о системе оценки качества индивидуального развития дошкольников размещена на сайте ДОУ, и учебный календарный график, то мы видим, что диагностические методики в этих двух документах прописаны следующим образом:
— по К. Л. Печоре «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г. проводится с детьми в возрасте с 1 до 3 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)
— Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г. с детьми 3-7 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)
— Т. А. Тарасовой «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май)
— Э. П. Костиной «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май).
Календарный учебный график,пункт 9 написан в соответствии с ОП ДО: указаны используемые диагностические методики, возраст обследуемых детей и более конкретный, чем ОП ДО, срок проведения мониторинга (IV неделя 09.2017г., IV неделя 05.2018г.)
Из выше изложенного материала можно проследить нормативную базу, на которую опирается заведующий и старший воспитатель при оценке индивидуального развития дошкольника:
ФГОС ДО – Положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО – ОП ДО – Календарный учебный график.
В методическом кабинете нашего ДОУ есть весь диагностический материал: описание методики, рекомендации по проведению каждого вида мониторинга для воспитателей.
Основной целью педагогической диагностики в нашем дошкольном учреждении является познание и понимание педагогами ребенка-дошкольника, что определяет использование воспитателями преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущим среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестведополнительных методов используются:
— анализ продуктов детской деятельности,
— специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
При организации педагогической диагностики мы соблюдаем следующие принципы:
1. Принцип законности, который предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях с соблюдением правовых документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устава, локальных актов, решений педагогического совета, приказов ДОУ)
2. Принцип научности, подразумевающий, что диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию мониторинга.
3. Принцип этичности, педагогическая диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности, при котором минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество информации о ребенке, столько, сколько может быть использовано в детском саду.
Во время проведения диагностики воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения воспитатель (по возможности) фиксирует результаты проявления ребенком тех или иных инициатив, а также результаты тестов по физической подготовленности.
Дальнейшая работа воспитателей заключается в заполнении протоколов исследования уровня развития инициатив (по Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнову, протоколов результатов тестирования (по Т. А. Тарасовой, протоколов диагностики музыкального развития, карт нервно-психического развития. Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации.
Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет.
Примерная схема заключения, которое ведется мною,как старшим воспитателем:
В ___ (указывается месяц педагогической диагностики)была проведена педагогическая диагностика детей с целью:___
(указываю цель:например: определить уровень индивидуального развития ребенка, степень освоения образовательной программы дошкольного образования и т. д.).
В обследовании принимали участие дети ___
(указывается группа, возраст).
Использованы следующие методики:
Затем указываются полученные результаты:
На основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что___
Затем прописываются причины результатов, целесообразность выбора методов и приемов, технологии развития детей, а так же планирование на будущее целей и задач.
Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования.
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 пгт Шахтёрска. Доклад выступления на педагогической.
Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования До недавнего времени качество работы детского сада, а в связи.
Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.
Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого.
Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.
Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»
Ольга Купаева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»
воспитатель МБДОУ ДС
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
1. Проведение мониторинга детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».
Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.
Таким образом, использование в педагогическом процессе детско-го сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторингавключает в себя следующие этапы:
Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин-формации из существующих источников.
Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
Принятие решения об изменении деятельности.
2. Характеристики инструментария образовательного мониторинга.
Определение направленности мониторингаследующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.
Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника.
Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.
Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения).
Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.
Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре-бенком в повседневной жизни, поведении.
Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,
в оптимальные сроки.
В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.
Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка, не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа-гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре-бенка, его трудности, особенности его развития.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации
3. Характеристики методов и особенности их использования.
К формализованным методам относятся:
методы проективной техники;
Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники (возможность их использования в деятельности воспитателя):
Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «про-верка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни-ченные во времени испытания, предназначенные для установления ко-личественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из за-даний, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.
Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты,где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д., требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом пред-полагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
К малоформализованным методам относятся:
анализ продуктов деятельности.
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Ведущим методом проведения образовательного мониторинга в детском саду является наблюдение.
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Следует отметить,что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.
4. Организация мониторинга в детском саду.
Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому система проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «От рождения до школы» устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводитсяосновная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис-ходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со-трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито-говая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии,поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно.
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Сюжетно- ролевая игра Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности,.
Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий посёлок.
Консультация для педагогов «Организация мини-музея в группе ДОУ» ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ? Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от.
Консультация для педагогов «Применение инновационных методов в организации образовательного процесса в ДОУ» В современном обществе, где темп жизни неуклонно растет, развиваются компьютерные технологии, меняется мышление людей. Образование, как.
Консультация для воспитателей детского сада «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Консультация для воспитателей детского сада.
Мониторинг образовательного процесса в подготовительной группе детей 6–7 лет. Проведение мониторинга 2016–2017 Образовательная область «Познавательное развитие» (диагностическая карта) Воспитатель: Протопопова Мария Владимировна Учебный год: сентябрь.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ. Раздаточный материал: зеркала, салфетки,.