многочисленные изображения грифонов были предназначены для чего

Грифон в древнем мире — описание и символика

Описание грифона в легендах и мифах — довольно четкое. Несмотря на разные типы грифонов: грифон классический, опиникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг. Всегда грифон — это чудовищные птицы с телом льва и головой орла; голова у существа птичья — орлиная; у существа есть клюв; четыре лапы; длинный хвост. Глаза у грифона имели золотой отлив. Голова по форме напоминала голову огромного волка со страшным клювом в фут длинной, крылья были с необычным вторым суставом (чтобы удобнее было их складывать). Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифон символизировал бдительность и свирепость, а его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел). Символ — это страж на входе и только в этом он схож с образом дракона.
Согласно легендам, грифоны часто нападали на людей и могли легко унести в своих когтях не только взрослого человека, но и быка, и всадника с лошадью. Но геральдическая функция грифона — охрана сокровищ хозяина. Не своих! Для выпускников ЕГЭ поясняю, что в древности главные сокровища — это не золото-бриллианты, а знание (сокровенное-тайное, книги-летописи). Итак — грифон, он же — грив, гриф (гривъ, как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков), драх, див, ног, ногай, великий змий.

Факты из археологии (для тех, кто не верит, что в природе был эволюционно возможен грифон)… Палеонтологи считают, что все птицы — потомки динозавров. Сочетание в древности четырех лап и черепа, заканчивающегося массивным клювом (т.е. с формой, как у попугая) доказывают четвероногие динозавры протоцератопсы. Остатки этих травоядных динозавров найдены на территории пустыни Гоби в современной Монголии. Причем лапы протоцератопсов действительно похожи на львиные.

jpg

Возникновение образа грифона про-западные историки пытаются искать в ассирийской, египетской культурах и только иногда — в скифской. Грифон есть у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Но там эта птица имела голову льва с клювом:

jpg

Грифона действительно можно увидеть и в египетской мифологии, где он соединяет в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Вариант грифона в Египте — Ахех, только со всеми птичьими конечностями. Это существо есть на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ победоносного царя, шагающего по трупам врагов. Но не надо забывать о предках скифов — ариях. Напомню, что в ХV веке до н.э. арийская династия правила в государстве Митанни, располагавшемся на верхнем Евфрате. В 1700-1675гг до (!) н.э. в Египет вторглись войска ариев («гиксосов») из Азии. Они завоевали Египет и правили им около 150 лет (см. главу «Фараоны Египта» книги «Хозяева Евразийской Империи»).

По древним легендам (рассказы Геродота в V веке до н.э.) грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от одноглазых великанов аримаспов. Причем Геродот писал о постоянных войнах с крылатыми монстрами. Но Рипейские это Уральские горы. Уральские! В Прикамье (Пермская область) при раскопках древнего городища археологи обнаружили многочисленные бронзовые предметы с изображениями птицекрылых людей. У одного из существ три головы, и на каждой виден третий глаз. С учетом примитивности древнего изображения — вот вам и аримаспы. Аналогичные изображения и статуи археологи нашли и в Красноярском крае. Это не только наши находки. В древнем перуанском городе Чавин археолог Хулио Сесар Тельо обнаружил диковинные человеческие головы из камня, которые украшали стены главного святилища. На лбу каменного «дьявола» находился вертикально расположенный третий глаз.

Персонаж древнегреческой мифологии Аполлон (жил в Дельфах) один раз в девятнадцать лет улетал на север, на свою родину Гиперборею. И все-все легенды, и археологические находки северного Причерноморья говорят, что летал Аполлон на грифоне (2й вариант — в колеснице запряженной грифонами). Артефакт по Аполлону: краснофигурный килик (сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке) около 380г. до н.э., найден в некрополе Панское (ныне — Австрия, Вена, Музей истории искусства):

jpg

У славян Аполлону соответствовал Даждь Бог (Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович), бог плодородия и солнечного света, дающий Бог, один из трех главных Богов славян (брат богини Тары). Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. Но! Также как и Аполлон, Даждь Бог славян летал на грифонах. Многочисленные «реставрации» не все уничтожили — см. каменный барельеф «Вознесение ДаждьБога» на стенах Дмитровского собора (конец XII — начало XIII века) в г.Владимире, столице Владимиро-Суздальской Руси. А священным животным Даждьбога — считался лев.

jpg

Эсхил (525-456гж до н.э., древнегреческий драматург) называл грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Более поздние авторы добавляют описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва». Клавдий Элиан: грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое…. шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла… Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов». Римский писатель и ученый Плиний Старший в «Естественной истории» упоминал об загадочных огромных птицах с телом льва и изогнутым клювом как о реальных существах. Один из крупнейших учёных раннего Средневековья епископ Исидор Севильский (560-636 гж, архиепископ и писатель) упоминал грифа в своих трудах и называл его жившим ранее, но вымершим существом.

Читайте также:  Коробка передач на хово тягач

Отмечу, что в греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Все рассказы о грифонах — просто описание животных из далёких земель, а не что-то придуманное. Т.е. грифоны рассматривались не как мифические создания, а как обычные животные. И сюжеты — вполне житейские. Например, на изображении в Храме Зевса грифон защищает своего птенца.

На Западе причисляют евразийского грифона к темным силам. Например грифон впряжен в колесницу бога смерти Сатурна вместе с аспидом (ядовитый мифический змей, олицетворяющий в себе зло). Почему к темным — понятно по второму факту — на колеснице, запряженной парой грифонов, летала греческая богиня возмездия Немесида/Немезида, что символизировало быстроту воздаяния за грехи. Ведь грифон — чудовищно быстрая птица. Средневековая аналогия проста — всех, напавших на славян, ждет быстрое возмездие.

Рисунки грифонов и похожих летающих существ находят на артефактах с датой от VII тысячелетия до н.э. Тысячелетия! Зенд-Авеста (книга ариев до-ледникового периода — 21 книга священных текстов зороастрийцев) пишет о грифоне, который охранял Золотую гору и служил богам в качестве сторожа. Артефакты:

Минойский грифон острова Крит. Грифоны были священными минойскими символами. Сохранилось две фрески в древнем Кносском дворце:
— фреска на стене Тронного зала дворца — изображены два стража-грифона, охраняющие трон царя Миноса — 1900-1500гг. до н.э. К сожалению, ныне изображение весьма изменено и грифон не похож на себя;
— фреска привязанного грифона на стене Большого восточного зала Кносского дворца — 1600-1450 до н.э.:

jpg

— табличка из слоновой кости с изображением грифона — гробница воина бронзового века у города Пилос (Греция). 1600-х до 1400-х годов до н.э.
— Микенская пластина из слоновой кости. XIII век до н.э. (т.е. второе тысячелетие до н.э.). Греция бронзового века.

jpg

Межевый камень из позднекасситской Вавилонии. XII век до н.э.:

jpg

Золотая чаша/кубок с изображением грифонов. Из царских захоронений Марлик-тепе (Северный Иран, провинция Гилан). Датируется концом II — началом I тыс. до н.э.

jpg

Резной месопотамский грифон (криосфинкс). Новоассирийский период, примерно IX-VIII века до н.э. Музей Метрополитен (Нью-Йорк). Слоновая кость

jpg

— изображение грифона VIII века до н.э., дворец в Сакче-Гёзю (Турция).

— Фрагмент чернофигурного кратера работы Клития (ваза Франсуа). 2-я четверть VI века до н.э. В Археологическом музее Флоренции.

jpg

Грифоны на рельефе дворца в Сузах (V-IV века до н.э.), керамика. Коллекция Переднеазиатского музея (входит в экспозицию Пергамского музея). Ныне — провинция Хузестан в Иране. В VI-IV веках до н.э.- центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. Грифоны времен персидских царей Дария I (550-486гж до н.э.) и Артасеркса II (436-359гж до н.э.):

jpg

Барельеф с изображением грифона из Дидимы (Турция, город на Эгейском побережье). IV век до н.э.

jpg

— Мозаичный пол из гальки, изображающий грифона из древнегреческого Сикион (в глубине Коринфского залива, недалеко от Коринфа), вторая половина IV века до н.э., Археологический музей Сикиона/Sikyon, Греция.
— Грифон — на греческой мозаике из Коринфа — около 400г. до н.э. Напомню, что Коринф отвечал за проведение одной из четырех крупнейших игр — Истмейских (наряду с Олимпийскими, Немейскими и Дельфийскими):

jpg

грифомахия (борьба аримаспов с грифонами) на греческой вазе-кратере — 370 год до н.э. (первая половина IV века до н.э.). Находится в Лувре (Париж):

jpg

— Римские монеты императора Антонина (антонинианы) с изображением грифона (III век н.э.)
— грифон изображался на реверсе кельтской монете — около 60г. до н.э. (клады серебряных монет типа «Биатек», Словакия-Австрия).

jpg

Грифон-хищник или преследование людей диким грифоном:
1) поселение Чатал-Хююк времен неолита в Анатолии (Турция) — 8 тысячелетие до нашей эры. Сохранились храмы-святилища, построенные минимум за 6 тысяч лет до Рождества Христова. На стенах домов — изображения летающих монстров, преследующих людей. Примечательно, что люди нарисованы либо без голов, либо зажатыми в когтях этих чудовищ.

jpg

2) У древних племен, населявших Малую Азию и Палестину 6–7 тысяч лет назад, существовал странный обычай хоронить своих умерших без головы. В городе Иерихон археологи обнаружили могилы, в которых сохранились скелеты людей, но черепов не было. Ученые находили и отдельно захороненные головы, покрытые слоем гипсовой обмазки. При этом количество тел умерших не соответствовало количеству черепов – последних было явно меньше. В Красноярском крае и Хакасии при раскопках могильников афанасьевской и окуневской культур археологи в ряде случаев тоже не обнаруживали черепов людей. В погребениях индейцев Перу (пустыня Наска и местность Чавинья) ученые находят обезглавленные тела, где вместо головы к скелету приставлена обыкновенная тыква в тюрбане.

3) есть церковь Сен-Пьер (церковь святого Петра) во французском Шовиньи (неподалеку от Пуатье); церковь датируется XII веком, хотя известно, что на этом месте уже в XI веке существовала каменная постройка. На капители церкви имеется рельеф, на котором чудовище с головой льва откусывает голову человеку. По сюжету рельеф очень близок древним фрескам Чатал-Хююка.

P.S. грифоны распластаны по форме капители и ради симметрии соединяются в одну голову из двух тел.

jpg

4) китайский грифон в «Сань-цай ту хуэй» — хищник с клювом и крыльями. Китайцы называли его ханьшоу. Единственное, что отличается от обычного описания — тигриная масть. «Сань-цай ту хуэй» — это китайская энциклопедия 1607г. Еще есть похожие «небесная лошадь» (тяньма), крылатая лисица биби, «человекоголовая сова» жень мянь сяо.

jpg

jpg

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Грифоны

Грифоны

%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%8B

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Сторона

Содержание

Этимология названия

Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ. По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб». Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub, «крылатый ангел».

Читайте также:  Кольца для двигателя ваз 2109

Мифология

Грифоны — мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла или иногда льва. Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль — и в различных мифах, и в литературе — неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.

первые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода. Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».

Первое письменное упоминание о грифонах мы находим у древнегреческого автора Аристея из Проконнеса, жившего в VII веке до н. э. Он совершил путешествие в глубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь — обитель холодных ветров. Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай.

Считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами.

Источник

Грифон и древняя символика

28 1

Откуда появилось это изображение

Грифон и символика

Многие туристы и любители древности, кто бывал у стен храма Покрова на Нерли Боголюбове, обратили внимание на большие рельефы грифонов, держащих в лапах не то лань, не то ягненка. Что они означают?

21 1Барельеф храма Покрова на Нерли Боголюбове

Принято считать, что грифон — лев с головой и крыльями орла — это символ зла. Но к чему такой символ на стенах лучезарного здания, посвященного празднику Покрова, покровительства Богоматери Владимиро — Суздальской земле?

22 1Барельеф храма Покрова на Нерли Боголюбове

Злым силам вроде бы здесь не место. Славяне помещали грифонов на женских височных подвесках — колтах, ими украшали княжеские одежды и шлемы. Во всех случаях, они не могли быть символами злых сил.

Откуда появилось это изображение

В свое время академик Б. А. Рыбаков высказал предположение, что образ грифона вытеснил в XI веке более древнее языческое божество славян — Симаргл, очевидно, чем-то похожего на грифона.

20Симаргл

Изучение истории образа грифона в древнем искусстве показало, что это фантастическое существо почиталось как охранитель. Грифоны изображались при тронах и у входах во дворцы.

В Древней Греции грифон связывался с мифом о стражах золота Скифии, о чем рассказывается у «отца истории» Геродота.

24 1Грифон

Но как все это связать с Древней Русью? Пришлось пересмотреть многочисленные изображения грифонов в средневековом искусстве.

Этот просмотр не дал четкого ответа. Грифон изображался и в покровительственном смысле и как существо хищное, терзающее слабое животное…

Под впечатлением одного такого изображения, увиденного на стене старого здания в Перуджии, Александр Блок писал:

А над нами — символ своеволья

Перуджийский гриф когтит тельца…

23 1Грифон

Грифон и символика

Очевидно, в средние века старая символика постепенно перерождалась в новую. Когда произошло превращение грифона из доброго в злого? И тут ответ дала «Божественная комедия» Данте, «последнего поэта» средневековья и в то же время первого поэта «нового времени».

Во второй части поэмы говорится, как Данте встретился в преддверии рая, «где обитают счастье и величье», с Беатриче. Ее везет на колеснице чудесный златотелый Грифон:

Двуколая, меж четырех зверей

Победная повозка возвышалась.

И впряженный Грифон шел перед

makedonskij barelefМакедонский барельеф

Хорошо известно, язык «Божественной комедии» глубоко символичен.

Грифон у Данте был священным существом. А так как «Божественная комедия» писалась примерно на 100 лет позже сооружения церкви Покрова на Нерли, то, значит, в эпоху ее строительства – XII веке — старая символика была еще незыблема.

Грифон для мастеров владимирской скульптуры был существом высшим.

Но почему же он держит в когтях животное?

В средневековом искусстве был распространен такой мотив: орел держит в лапах зайца.

Известно, что заяц — символ слабого, но верного Богу христианина. Орел символ божественной силы. Покровительство божества слабому, но верному христианину — такова символика этого мотива.

Но грифон – это метаморфоза орла, а лань или ягненок считались также символом христианина. Отсюда можно заключить, что грифоны в скульптуре храма Покрова на Нерли — это символы небесного покровительства, что хорошо согласуется с посвящением церкви Покрова Богоматери.

25Грифон

На первый взгляд гложет показаться, что символика эта слишком сложна. Но мировоззрение людей средневековья было полно символами.

В народе символика была более поэтичной, не книжной, но и она постоянно пополнялась книжными образами, давая, в свою очередь, материал для последних.

В этом взаимном обмене образами и развивалось искусство средневековья. Только в XIV – XV веках образ грифона стал переходить в область демонологии. В церковных росписях он символизировал языческое Македонское царство.

Читайте также:  Коробка передач болтается ваз 21099

26Подвески колты

Источник

Образы звериного стиля: Грифон и бараноптица (глава 4)

Итак, грифон. Химера, существо, соединившее в себе зверя и птицу в различных сочетаниях.
Существо, объединяющее в себе черты обоих потусторонних миров – верхнего и нижнего. Медиатор, проводник между мирами. Согласно мифологическому подтексту многих сюжетов скифского искусства, сцена терзания копытных, грифонами, являющимися символами нижнего, хтонического мира, является отображением все того же вечного дуализма, борьбы жизни со смертью. «Мир, мир смертных, символизируемый копытным противостоит «иному» миру, миру смерти в его различных ипостасях.»
Как ни странно, но у столь необычно выглядящего создания вполне может быть и материальная основа. В качестве прототипа, натолкнувшего на мысль о существовании подобного существа, могли выступить останки вымерших травоядных динозавров (к примеру, семейства Psittacosauridae), чьи скелеты весьма схожи с описаниями грифонов (четыре ноги и птицеобразная голова с мощным клювом).
Прототипом мог служить и черный гриф, Aegypius monachus, обитающий в предгорьях и горах Центральной Азии, Средней Азии, Кавказа, Крыма и Северной Африки. Он наделен хохолком из перьев и воротником из длинных заостренных перьев. Наряду с длинным клювом, круто загнутым на самом конце, эти анатомические детали черного грифа могли стать источником формирования соответственно гребня и мощной складки на шее как грифона раннегреческого типа, так и особого образа грифа-птицы (в полнофигурном и редуцированном воплощении) Дополнительным стимулом, подстегнувшим фантазию, также могли послужить следовые цепочки крупных хищников и хищных же птиц у добычи.
Первые изображения четвероногого существа с птичьими головой, крыльями и передними ногами в сочетании с ухом, туловищем, задними ногами, гривой и хвостом льва известно еще на печатях из Суз, синхронных урукской эпохе IV тыс. до н.э.

%2525D0%2525A1%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525BA
Печать из Суз, IV тыс. до н.э. Илл. Канторович А.Р. Истоки и вариации образов грифона и гифоноподобных существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв. до н.э.

Как понятно из названия, заимствован образ в Передней Азии. На всех изображениях фигуры определяемые исследователями как грифоны (львиное тело, орлиная голова, скорпионий хвост, крылья в виде рыб, человеческие руки), соседствуют с подобными химерами, состоящими из частей тел разнообразнейших созданий.
По концепции эти существа являются несомненным продуктом древневосточных космогонических представлений, которые в комбинации птичьих, животных и рыбьих форм вкладывали идею сочетания природных стихий: неба, земли и воды. Фантастичность образа — вполне в переднеазиатском вкусе, так же как и спиралевидные локоны, ниспадающие с голов орлиноголовых грифонов Литого кургана. Подобные локоны можно встретить у грифонах с хеттских печатей, на бронзовом грифоне из Топрах-Кале (Урарту).
Так же, в качестве определяющих признаков можно указать следующие пункты, типичные для искусства Ирана и Междуречья:
1) Подчеркивание мелких деталей тела всякого рода «запятыми», «точками», «подковками»;
2) Зачастую под глазом имеется значок в виде «запятой»;
3) Очерчивание восковицы полукруглой линией;
4) Большие крылья, плавно изогнутые и направленные своим концом вперед (ассирийская манера подразумевает крыло с прямым верхним краем, расположенным под 90°);
5) «перепончатый» гребень (в Урарту – ровный, словно подстриженный, в Ассирии – высокий, перьевой).
В качестве ярких примеров можно привести фантастические существа, изображенные на золотых ножнах мечей из Мельгуновского клада (Литой курган) и Келермеса. Оба погребения представляют собой наиболее ранние из известных нам скифских курганов Северного Причерноморья.

Грифон на ножнах меча из Литого кургана

zoloto kubani 3 102
Грифоны с ножен из Келермеса

«Греческие» грифоны на раннем этапе развития несли следы переднеазиатского влияния, что заметно, к примеру, на грифонах с зеркала и ритона, найденных все в том же Келермесе.

В качестве возможной переходной формы от восточно-греческих к греко-скифским образцам (как выполненным скифскими мастерами под влиянием греческих образцов, так и самими греками с адаптацией под вкусы заказчиков из Скифии), следует отметить орлиноголового грифона с острыми торчащими ушами, большим выпуклым продолговатым глазом, яростно разинутым клювом и извивающимся языком на бронзовом навершии в форме типичного для Кубани сквозного полого бубенца. Грифон, безусловно, греческий. Однако нет ни надставки на лбу, ни спиралевидных локонов, формы более обобщены. Особенно примечательна типичная для скифского искусства органическая связанность изображения с формой бубенца, округлые очертания которого повторяются контуром головы грифона.

Канторович А.Р. Образы синкретических существ в восточноевропейском скифском зверином стиле//Электронный научный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова «Исторические Исследования» № 3. 2015
Д.С. Раевский Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. // М.: 1985. С. 150
Баркова Л.Л. Образ орлиноголового грифона в искусстве древнего Алтая (по материалам Больших Алтайских курганов) Археологический сборник [Эрмитажа]. Вып. 28. Материалы и исследования по археологии СССР. Л., 1987
В.А. Кисель Келермеский грифон. // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского. СПб: 1997. С. 40-42.
Канторович А.Р. Истоки и вариации образов грифона и грифоноподонбых существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв до н.э. Археологический альманах. – № 21. – 2010.
Вязьмитина М. И. Ранние памятники скифского звериного стиля. — СА, 1963, №2
Н.Л. Членова Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. // М.: 1967.
Техов Б. В. О некоторых предметах скифского звериного стиля из памятников южного склона Главного Кавказского хребта. — В кн.: Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С.-160
Артамонов М. И. Происхождение скифского искусства. — СА, 1968, № 4, С. 40-41
В. Гольмстен. Из области культа древней Сибири. Сб. в честь Н.Я. Марра. 1934, стр. 115-116.
Н.Н. Погребова Грифон в искусстве Северного Причерноморья в эпоху архаики. // КСИИМК. Вып. XXII. 1948. С. 65.
Б.Б. Пиотровский. Кармир-Блур, I, Ереван, 1950, С. 96-97
В.А. Ильинская Некоторые мотивы раннескифского звериного стиля. // СА. 1965. №1. С. 86-107.

Естественно, надо дорабатывать (особенно раздел по «греческим»), но это потом, когда сделаю «Оленей» и «Кошек» в черновике. лучше иметь относительно готовую работу, чем 1-2 вылизанных главы и зачатки плана на остальные)

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector