Доходный дом Вавельберга
Величественный гранитный дом в стиле неоренессанс, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга, который, как гласит история, больше любил «тянуть к себе», чем «толкать от себя». До того, как дом начали активно перестраивать под нужды его нового владельца — Михаила Ипполитовича Вавельберга — богатейшего человека в городе, банкира, семья которого основала в 1848 году банкирский дом Вавельбергов, он принадлежал коренным петербуржцам — братьям Бердниковым. Оба были статскими советниками, а также имели славу неплохих художников. Строить дом, который одновременно совмещал в себе функции дома и личной резиденции, польский банкир позвал Мариана Мариановича Перетятковича — по тем временам знаменитого и бравшего дорого за свою работу архитектора. Здание было перестроено всего за двенадцать месяцев — с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанса. На первом его этаже разместили жилые комнаты главы банкирского дома и его семейства, в нижних же этажах находились помещения, приспособленные для Русского торгового банка, а также фабрика геодезических и чертежных инструментов «Герлах».
Здание вмиг стало одним из самых заметных сооружений на Невском проспекте, которое в народе прозвали «Дворец дожей» или «Денежное Палаццо» за его особенное сходство с ренессансными дворцами в Италии. Впрочем, здание было приметной достопримечательностью не только из-за того, что навевало образы туманной Венеции с её узкими улочками и извилистыми переулками. Зодчий Мариан Перетяткович сделал совсем неожиданную для петербургской архитектуры вещь: он возвёл дом, сделанный из серого гранита — благородного материала, который в условиях постоянно дождливого и серого Петербурга казался мрачным бастионом, хранящим за своими дверьми жуткие тайны. Из-за того, что городские постройки по преимуществу были жёлтых, голубых и кремовых цветов, дом Вавельберга не мог не выделяться на их фоне.
Что до банкира, то он остался доволен проделанной работой, однако один пункт всё-таки вызвал у него недовольство: на дверях, ведущих в банк, была вполне обычная надпись: «Толкать от себя», однако Вавельберг посмотрел на эту табличку, нахмурился и отчитал архитектора: «Это не мой принцип. Переделайте. Напишите: «Тянуть к себе»». Табличку спешно переделали и банкир со своей семьёй незамедлительно въехал в новую резиденцию, которой из-за революции, грянувшей через пять лет, он пользовался совсем недолго. В 1917 году Банкирский дом уже стал называться Петроградским Торговым банком, а сам банкир после государственного переворота и утверждения в Петербурге новой власти эмигрировал в родную Польшу, а позже перебрался в Париж.
После революции в здании находилась Сберкасса, топливно-энергетическое управление Ленгорисполкома, а с 2008 года — Агентство воздушных сообщений и центральные кассы «Аэрофлота», которые можно там увидеть и по сей день.
Невский пр., 7-9; Малая Морская ул., 1
2 комментариев к “ Доходный дом Вавельберга ”
В Доходном доме М. И. Вавельберга уже не первый год идет ремонт и нет там уже касс «Аэрофлота». непроверенная у Вас информация.
Историческое здание в стиле неоренессанс, построенное в 1911-1912 годах по проекту М. М. Перетятковича какое то время петербуржцы называли «катафалк»
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
photoguide.spb
Путешествие с фотосессией в романтических и красивых местах Санкт-Петербурга и пригорода. Увлекательная история в ярких кадрах.
Гранитный дом в стиле неоренессанс на Невском проспекте, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга, скоро откроет свои двери в новом качестве. Банк — редакция журнала — автомобильный салон — билетные кассы — отель. Antenna Daily рассказывает историю здания.
До того, как дом начали активно перестраивать под нужды его нового владельца — Михаила Ипполитовича Вавельберга — богатейшего человека в городе, банкира, семья которого основала в 1848 году банкирский дом Вавельбергов, он принадлежал коренным петербуржцам — братьям Бердниковым. Оба были статскими советниками, а также имели славу неплохих художников. В 1802 году на участке были построены два дома для художников братьев Семена и Сергея Берниковых. Дома выполнены в классическом стиле.
Фрагмент Панорамы Невского проспекта. Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова.
1830-е гг.
Часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби.
д. 7-9/1 Фотография 1900-х годов, 1911
Строить дом, который одновременно совмещал в себе функции дома и личной резиденции, польский банкир позвал Мариана Мариановича Перетятковича — по тем временам знаменитого и бравшего дорого за свою работу архитектора.
Банкирский дом «Г. Вавельберг» был основан в 1848 г. в Варшаве. Его первоначальный адрес — Невский пр., 25. В Совет дома входило несколько представителей этого семейства — Вацлав Ипполитович, Людвига Сигизмундовна, Ядвига Ипполитовна Вавельберги, И. С. Берсон, С. М. Ротванд, И. А. Шебако. Устав Банкирского дома, фактически уже получившего статус Петербургского (затем Петроградского) банка, был утвержден 15 декабря 1911 г., открытие состоялось 1 марта 1912 г. уже в новом здании. В 1917 г. Банкирский дом назывался уже Петроградским Торговым банком, во главе которого стоял банкир, купец первой гильдии М. И. Вавельберг. Стоимость акции банка равнялась 250 руб.
Здание было перестроено всего за двенадцать месяцев — с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанса — двухъярусная аркада, ложная арка. Для наружной отделки здания использован темно-серый мелкозернистый сердобольским гранит с очень однородной структурой. Фасады банка на всю высоту отделаны рустованными плитами, колоннами, пилястрами, орнаментальными резными деталями и барельефами, исполненными мрачной символики.
Здание вмиг стало одним из самых заметных сооружений на Невском проспекте, которое в народе прозвали «Дворец дожей» или «Денежное Палаццо» за его особенное сходство с ренессансными дворцами в Италии.
ДВОРЕЦЪ ДОЖЕЙ» НА НЕВСКОМЪ ПРОСПЕКТѣ
На углу Невкаго проспекта и ул. Гоголя болѣе года строился домъ, принадлежащiй банкирскому дому Вавельберга. Только надняхъ сняты, наконецъ, лѣса, и фасадъ дома открылся взорамъ публики. Домъ, дѣйствительно, нужно считать выдающимся по красотѣ. Сразу бросается въ глаза его сходство съ знаменитымъ дворцомъ Дожей въ Венецiи. Но въ постройкѣ сказалось, видимо желанiе владѣца соединить красоту съ доходностью. И это отразилось на общемъ видѣ сооруженiя отрицательно. Верхняя часть не совсемъ гармонируетъ съ нижней и является нѣсколько тяжеловатой. Стильныя венецiанскiя окна уступили мѣсто окнамъ, характернымъ для обыкновенныхъ доходныхъ квартиръ.
Многое здесь навеяно памятниками Флоренции, а угловая часть с ложными арками, парами колонн и пилястр напоминает здание банка Святого Духа в Риме (XVI в.). Двухъярусная аркада со стороны проспекта придает отдаленное сходство со средневековым Дворцом дожей в Венеции. Разнообразный скульптурный декор выполнен Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. Операционный зал с двумя рядами колонн также решен в духе неоренессанса, вестибюль сделан в форме ротонды. Кроме банка, здесь находились правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, а также железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово».
Что до банкира, то он остался доволен проделанной работой, однако один пункт всё-таки вызвал у него недовольство: на дверях, ведущих в банк, была вполне обычная надпись: «Толкать от себя», однако Вавельберг посмотрел на эту табличку, нахмурился и отчитал архитектора: «Это не мой принцип. Переделайте. Напишите: «Тянуть к себе»». Табличку спешно переделали и банкир со своей семьёй незамедлительно въехал в новую резиденцию, которой из-за революции, грянувшей через пять лет, он пользовался совсем недолго.
На первом его этаже разместили жилые комнаты главы банкирского дома и его семейства, в нижних же этажах находились помещения, приспособленные для Русского торгового банка, а также фабрика геодезических и чертежных инструментов «Герлах».
В 1908-1910 гг. здесь находилась редакция журнала «Сатирикон», которую возглавлял писатель-сатирик А. Т. Аверченко.
В период НЭПа в здании работали крупный антикварно-комиссионный магазин и контора «Севзапгосторга». В предвоенные годы — различные организации, в том числе «Промкотел», ленинградские отделения «Гипроцветметобработка» и «Проектгидромеханизация», «Разноимпорт», «Союзпром-экспорт», «Ленмоспо».
Во время Великой Отечественной войны здесь находилась лаборатория научно-исследовательского Витаминного института, в которой осенью 1941 г. в результате синтеза витамина В1 был получен препарат для лечения тяжело раненных защитников города.
Центральное агентство воздушных сообщений и кассы «Аэрофлота» занимали бывшие помещения банка с 1950-х гг. Тогда же был открыт магазин «Березка», продававший товары, в том числе импортного производства, на «сертификаты».
В 1960-е годы работал Ленинградский государственный институт проектирования городов.
С 1969-го — издательство «Аврора», выпускавшее искусствоведческую литературу высокого полиграфического уровня. Первым в СССР издательство стало работать совместно с зарубежными фирмами.
Бывший операционный зал и вестибюль были реставрированы в 1968-1970 гг.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Доходный дом М. И. Вавельберга в Санкт-Петербурге
Здания
Краткое описание
Вряд ли кто-то, хоть раз побывавший в Санкт-Петербурге, не знаком с этим мрачным, тяжелым, но очень интересным и величественным зданием в центре города — Доходный дом М. И. Вавельберга. Дворец дожей в Петербурге, Денежное палаццо – так называют местные жители и гости северной столицы дом, облицованный серым гранитом, который расположился на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы. И это не удивительно: по внешнему виду он невероятно схож с постройками в стиле итальянского неоренессанса эпохи Возрождения, в частности с Палаццо дожей в Венеции.
Когда-то это был доходный дом, принадлежавший известному банкиру и купцу первой гильдии Михаилу Ипполитовичу Вавельбергу. Здесь же находился его банк – один из самых надежных банков того времени. Собственно именно для него и было создано здание.
История
История этого места начинается еще в начале XIX века. В 1802 году на этом месте были построены два дома в классическом стиле, которые принадлежали двум художникам братьям Сергею и Семену Берниковым, затем владельцы участков неоднократно менялись. Здесь же существовал ресторан англичанина Томаса Роби, знаменитый тем, что именно в нем начали готовить первый в городе бифштекс. Он оказался удивительно вкусным, и новое блюдо стало очень популярно в Петербурге. Так же тут находилась мастерская портного Конрада Руча, который ввел в моду плащ-альмавиву, быстро ставшим популярным среди жителей северной столицы – его носил даже А. С. Пушкин. Кстати, Н. В. Гоголь тоже одевался у этого портного. Именно о Руче он и писал в своем произведении Записки сумасшедшего, оставив след о его имени в русской литературе.
В середине XIX столетия здесь работал книжный магазин Радькова, а в конце того же века появилась знаменитая булочная Карла Гуля
Здесь располагались:
В начале ХХ века на этом участке появилась редакция известнейшего сатирического журнала Сатирикон, где главными редакторами были Алексей Александрович Радаков и Аркадий Тимофеевич Аверченко, а издателем Михаил Германович Корнфельд. И именно в начале ХХ столетия оба участка, некогда принадлежавших братьям, купил М. И. Вавельберг.
Семейство Вавельбергов начало заниматься банковским делом еще в 40-е года XIX века, когда Генрих Михайлович открыл контору по краткосрочным займам в Варшаве. Уже через каких-то два года она становится целым банкирским домом под названием Братья Вавельбергъ.
Вскоре открываются филиалы в Вене, Львове, Пазнани и Вроцлаве, а через два десятилетия Вавельберги приходят в Санкт-Петербург
В начале ХХ века после смерти отца М. И. Вавельберг берет на себя руководство семейного дела. Это был умнейший человек, который не только с блеском закончил юридический факультет, но и несомненно имел талант в коммерческой сфере.
Уже в 1912 году банкирский дом под его началом преобразовался в один из самых крупных российских банков – Петербургский Торговый банк. Именно для него Михаил Ипполитович заказал строительство своего доходного дома.
Вавельберг считал, что близость к министерству финансов, а так же монументальное добротное здание вызовет доверие и привлечет потенциальных клиентов. Для исполнения этой задачи был приглашен известный архитектор своего времени Мариан Марианович Перетяткович.
Новое здание было возведено в период с 1911 по 1912 годы. Помимо самого банка здесь располагались магазины, конторы и жилые квартиры, а так же был автомобильный салон Русский Рено. Здесь же жил сам Михаил Ипполитович. Однако прожил он здесь недолго, и после революции эмигрировал на Родину.
Позднее здесь находился крупный комиссионный магазин и Севзапгосторг, а перед войной – всевозможные организации, в том числе Ленмоспо, Союзпром-Экспорт и другие
Во время войны в здании была научная лаборатория Витаминного института. Бывший доходный дом М. И. Вавельберга уже в 50-х годах ХХ века открыл всем известный магазин импортных товаров Березка. А в июле 1960 года на первом этаже открыли городской аэровокзал. Здесь можно было приобрести билеты, оставить на хранение багаж, а так же добраться до аэропорта Пулково. Так же здесь работал институт городского проектирования и издательство Аврора.
В период с 1968 по 1970 годы здание частично реставрировалось. В 90-х годах на третьем этаже расположился Союз писателей, а в начале XXI века сюда переехал известный рок-клуб Сайгон. Величественное здание в центре города привлекало многие организации, которые арендовали в нем помещения, но с 2011 года оно начало пустеть. В это время начались серьезные реставрационные работы по проекту архитектурного бюро Литейная часть-91, запланировано размещение гостиницы.
Архитектура
Доходный дом М. И. Вавельберга выполнен по проекту архитектора М. М. Перетятковича в стиле неоклассицизма, скульптуры выполнены В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом. Здание сразу же стало привлекать к себе всеобщее внимание, став настоящим достоянием Невского проспекта. Как уже говорилось выше, своим внешним видом оно походило на итальянские дворцы, но не только это выделяло его среди других построек города. Архитектор сделала смелый шаг: он построил здание, облицованное серым сердобольским гранитом, что было очень нестандартно для хмурого и дождливого Санкт-Петербурга. Оно одновременно казалось неприветливым и, в то же время, загадочным и при этом надежным. Из этого же материала изготовили рустованные колонны, наличники, барельефы, пилястры и все элементы декора.
Доходный дом действительно выделялся на фоне кремовых, голубых и желтых построек вокруг
Монументальное пятиэтажное сооружение необычайно схоже с архитектурой итальянского Возрождения. Боковая часть оформлена псевдоарками, парами колонн и пилястром, фасад же здания – двухъярусной аркадой, что делает его схожим с Дворцом дожей в Венеции. Так же здание отличает легкость и воздушность нижней части, что достигается благодаря арочным формам, и тяжесть верхней половины постройки.
Фасад здания оформлен большим количеством скульптур, преимущественно масок, большая часть из которых – маски царя зверей – льва. Их можно увидеть на балконах, в угловой части фасада, выходящего на Невский проспект, и на капителе колонны у входа. Так же они есть на фасаде со стороны Малой Морской улицы под капителями рустованной колонны.
Архитектор не забыл увековечить щит с монограммой домовладельца: он размещен на вершине фронтона над служебным входом внутри полусферы
При этом внутри, в частности, в операционном зале банка все выполнено довольно скромно. Колонны с пилястрами, облицованные желтым мрамором и роскошным резным плафоном, полное отсутствие декорирования в деловых помещениях.
Дом М. И. Вавельберга
В начале 1830-х годов дом №9 был куплен портным Конрадом Ручем. Он был тогда одним из самых популярных петербургских портных. У Руча одевался А. С. Пушкин. На дуэль с Дантесом он поехал в сюртуке от Руча. Другим клиентом портного был Н. В. Гоголь. Николай Васильевич упомянул Руча в «Записках сумасшедшего», оставив свидетельство о высоком качестве его работы и высоких ценах. В середине XIX века в угловом доме работал книжный магазин Ратькова.
К 1844 году дом №7 принадлежал купцу Щепетилову, а дом №9 купцу Бейльштейну. Во второй половине 1860-х годов последний был приобретён немецким купцом Карлом Теодором Корпусом, который в 1870-х годах стал владельцем и соседнего дома №7. После смерти Карла Теодора его имущество перешло по наследству к детям: Иоганну, Владимиру, Евгению, Николаю, Георгию, Константину, Иоганну, Ольге и Евгении. Владимир Карлович Корпус содержал в доме №7 магазин готового платья. Никто из семейства Корпус здесь не жил. Дома на Невском проспекте приносили им большой доход за счёт сдачи помещений богатым арендаторам.
Помещения углового дома в конце XIX века занимали булочная Карла Гуля, фруктовая лавка И. М. Иванова и магазин готовой обуви капитана Малейна. С ними соседствовали трактир «Ярославль» и электрогальваническая школа Альберта Брюккера с учебными мастерскими и ремесленными курсами. На первом этаже работала посудная лавка Ивана Селивёрстова. Арендаторами помещений дома №7 в 1890-1900-х годах были оружейный и велосипедный магазин Густава Фёдоровича Шафа, мелочная лавка купца Васильева, контора для найма гувернанток Елизаветы Карловны Бетлинг. Последняя состояла в родстве с архитектором П. Ю. Сюзором. На мансардном этаже держал мастерскую художник Август Раковский. В одном из домов часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби, где впервые стали подавать бифштекс.
Заметный след в культурной жизни Петербурга оставил журнал «Сатирикон», редакция которого разместилась в 1908 году в доме №9. В то время её возглавлял писатель-сатирик Аркадий Тимофеевич Аверченко. Среди публиковавшихся тогда в «Сатириконе» поэтов были Саша Чёрный, Пётр Потёмкин, Валентин Горянский, Николай Агнивцев.
В 1910 году участки домов №7 и 9 были выкуплены Михаилом Ипполитовичем Вавельбергом для строительства здания Санкт-Петербургского торгового банка. Победителем устроенного банком архитектурного конкурса стал архитектор Мариан Марианович Перетяткович. В 1911-1912 годах им было построено здание, известное в Петербурге как «Дом Вавельберга».
Здание облицовано серым сердобольским гранитом, добытом в каменоломнях на берегу Ладожского озера близ города Сортавала. Скульптурное оформление фасада выполнено Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. На нём можно заметить инициалы «H.W.». Они принадлежат отцу Михаила Ипполитовича известному врачу Ипполиту Вавельбергу, приехавшему в Санкт-Петербург в 1890-х годах. Другим украшением фасада служит герб с тремя шарами. Он принадлежит не Вавельбергам, а флорентийскому роду Медичи. Возможно, это связано с тем, что основатель рода Козимо Медичи-старший также происходил из семьи врачей.
Существует легенда, которая гласит о том, что богатый и немногословный банкир Вавельберг долго и придирчиво водил строителей по зданию, принимая работу. Не найдя к чему придраться, он сделал всё-таки одно-единственное замечание: «У вас на дверях табличка: Толкать от себя. Это не мой принцип. Переделайте: Тянуть к себе«.
Постройка банкирского дома стала для Перетятковича самым заметным событием в его карьере. В 1912 году ему было присвоено звание академика архитектуры. Здание банка было включено в число памятников архитектуры, охраняемых государством.
В 1920-х годах в доме Вавельберга работал антикварно-комиссионный магазин, конторы «Севзапгосторга». Во время Великой Отечественной войны здесь располагалась лаборатория научно-исследовательского Витаминного института, в которой осенью 1941 года был получен важный препарат для лечения тяжело раненых.
После окончания Великой Отечественной войны в этом здании был открыт магазин «Берёзка», торговавший импортными товарами. С 11 июля 1960 года в доме Вавельберга находилось Центральное агентство воздушных сообщений и кассы Аэрофлота. Раньше отсюда отправлялся специальный автобус, который возил пассажиров до аэропорта «Пулково». В 1960-х годах здесь работал Ленинградский государственный институт проектирования городов. В 1969 году пятый и шестой этажи здания заняло издательство «Аврора». Главной целью этого издательства являлась популяризация русского искусства за пределами СССР.
В 1996 году часть комнат на третьем этаже Дома Вавельберга была передана Союзу писателей Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов в доме Вавельберга работал ночной клуб «Сайгон». В 2013 году началась реконструкция здания. Через несколько лет здесь планируется открыть дорогой отель.
Дома Берниковых классицизм
Банкирский Торговый дом Вавельбергов (Торговый дом Валенберга)
скульпт. Дитрих Леопольд Августович, Козлов Василий Васильевич
Петроградский Торговый банк (1917)
Панорама Невского проспекта.
литогр. И.А. Иванова с рис. В.С. Садовникова.
1830-е гг. [26]
(добавил Mary)
Фото не позднее 1902 г.
(*) [93]
(добавил peterburzhets )
Дом Берниковых.
Из фондов ГМИ СПб.
(добавил MANOLA )
Фото 1912 г.
Общий вид с Невского, 7
(добавил люблюпитер)
ВПг на 1917 г.
О. II С.1231
ВПг на 1916 г.
О. II С.1155
«Театры Ленинграда»
1964 г. С. 108
В 1960-х гг.. здесь размещалось
Управление «Ленгаз». (**)
(добавил MANOLA )
В магазине «Берёзка».
Фото 1965 г. автор Б. Лосин
(добавил Сергей Беляев)
1972 г.
Из книги «Памятники
архитектуры Ленинграда»
1975 г.и.
* Фрагмент этой фотографии вошел в вып. 2 книги И. Н. Божерянова «Невский проспект 1703-1903» Т. 1, дозволеного цензурой 22 февраля 1902 г.
До второй трети XVIII в. участки домов №7 и 9 по Невскому пр. являлись частью Адмиралтейского луга.
В 1802 г. на участке были построены два дома для художников братьев Семёна Прокофьевича и Сергея Прокофьевича Берниковых. Дома выполнены в классическом стиле. Автор проекта построенных домов не известен.
Часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби.
Операционный зал решен в стиле неоренессанса.
В 1908-1910 гг. здесь находилась редакция журнала «Сатирикон», который возглавлял А. Т. Аверченко.
Банкирский Торговый дом Вавельбергов основан в 1886 г.
Устав Банкирского дома, фактически уже получившего статус Петербургского (затем Петроградского) банка, был утвержден 15 декабря 1911 г., открытие состоялось 1 марта 1912 г. уже в новом здании.
В 1911-1917 гг. в здании располагался автомобильный салон «Рено» см. Большой Сампсониеский, 69
В начале XX в. двойной участок приобрел купец М.И. Вавельберг. По его заказу арх. М. М. Перетяткович в 1911-1912 гг. возвел новое большое здание. В нем разместились магазины, конторы и квартиры, а также помещения Санкт-Петербургского торгового банка, основанного в 1848 г. в Варшаве И. А. Вавельбергом под названием банкирский дом «Г. Вавельберг». Монументальное и несколько громоздкое сооружение, сплошь облицованное серым гранитом, выдержано в формах архитектуры итальянского Возрождения. Многое здесь навеяно памятниками Флоренции, а угловая часть с ложными арками, парами колонн и пилястр напоминает здание банка Святого Духа в Риме (XVI в.). Двухъярусная аркада со стороны проспекта придает отдаленное сходство со средневековым Дворцом дожей в Венеции. Разнообразный скульптурный декор выполнен Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. Операционный зал с двумя рядами колонн также решен в духе неоренессанса, вестибюль сделан в форме ротонды. Кроме банка, здесь находились правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, а также железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово».