Конкуренция основной двигатель рыночной экономики

Рыночная экономика: что это и как работает

Рассказываем, как действует рыночная экономическая модель, за счёт чего она существует и чем отличается от плановой экономики.

5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock

Что такое рыночная экономика

Рынок — это совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли.

Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы — акции компаний, вклады и прочее. А в качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.

В связи с этим существует множество классификаций рынков, например:

Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.

Признаки рыночной экономики

Свободное взаимодействие производителей и потребителей возможно лишь при соблюдении нескольких условий. Так основными признаками рыночной экономики являются:

1. Частная собственность

Рыночная экономика немыслима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.

2. Свобода предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности возможно как в форме организации, так и без неё.

Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями.

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности:

60b7631e33792aeb8f8f2962 podtyani shkolnyi predmet

3. Конкуренция

Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут:

Недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.

4. Свободное ценообразование.

Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики:

Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, — его цена падает, и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке — возникает дефицит, и цена на товар увеличивается.

В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.

60212b661038b581074e6493 %D0%98%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BA

Функции рыночной экономики

Способы перехода к рыночной экономике

В начале XX века в мире сложились две господствующих экономических системы — плановая и рыночная.

При плановой (централизованной) экономике всё производство в стране принадлежит государству. Количество производимых товаров и услуг, а также цены на них устанавливаются правительством.

Рыночная экономика предполагает свободный обмен товарами и услугами в условиях конкуренции и свободы выбора. Цены и количество производимых товаров регулируются спросом и предложением.

К концу XX века рыночная система экономики доказала большую эффективность, поэтому большинство стран перешли на этот путь экономического развития.

Следует отметить, что построение здоровой рыночной экономики без вмешательства государства невозможно. Оно необходимо, чтобы:

Поэтому современная экономика — это смешанная система, сочетающая черты свободного рынка и государственного контроля.

Практика показала, что переход от централизованной экономики к рыночной возможен двумя путями:

Большинство государств используют второй способ, поскольку на момент перехода не обладают условиями для проведения реформ.

Рыночная экономика в современной России

Экономика Советского Союза полностью регулировалась государством: правительство контролировало производство всех товаров и услуг и устанавливало цены на них. Частная предпринимательская деятельность преследовалась по закону.

Распад СССР привёл к экономическому кризису. Прежняя экономическая модель перестала быть эффективной, поэтому в 1992 году правительство России приняло решение о переходе на рыночную экономическую модель. Предпосылками для этого стали:

С 1991 по 1992 год в России был проведён ряд реформ по приватизации государственного имущества и отмене государственной монополии на экспорт. Было разрешено частное предпринимательство. Крупные предприятия стали акционерными обществами, а средние и малые продавались частным лицам. Появилось много ниш для развития бизнеса. Для защиты рынка от недобросовестной конкуренции была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В конце 1990-х годов в стране работало более 860 тысяч частных предприятий, обеспечивающих 6,5 миллионов рабочих мест. Дефицит потребительских товаров удалось ликвидировать, спрос превысил предложение, появились условия для конкуренции.

Читайте также:  Как снимать двигатель рено логан

Однако экономика развивалась неравномерно. Появились крупные корпорации, специализирующиеся на добыче сырья и тяжёлой промышленности, а количество предприятий лёгкой, сельскохозяйственной и пищевой промышленности резко сократилось.

В настоящий момент российская экономика развивается, однако государство по-прежнему оказывает сильное влияние на работу рынка. Основу экономики составляет продажа сырья, производимая государственными корпорациями. Промышленные и торговые компании выкупаются крупными банками. Российский рынок напрямую зависит от международных цен на энергетические ресурсы, стоимость мировых валют и других внешних факторов.

Источник

Конкуренция как двигатель рыночной экономики

Основные механизмы современной рыночной экономики. Методы снижения производственных затрат и себестоимости товаров. Способы увеличения прибыли, повышения рентабельности и конкурентоспособности предприятия. Пути улучшения ассортимента товаров и услуг.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.04.2016
Размер файла 519,4 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований.

Конкуренция как двигатель рыночной экономики

· все желающие могут предложить более привлекательный вариант товара или услуги;

· потребители имеют возможность выбора товара или услуги среди неодинаковых предложений.

Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.

Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль.

В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.

Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции» (№135-ФЗ)

Не любая конкуренция допустима в национальной экономике.

Тот же федеральный закон определяет:

Такие действия фирм, как: необоснованное восхваление собственного товара и принижение товара конкурирующей фирмы; ограничение объема продаж на рынке с целью увеличение рыночной цены; назначение монопольно высоких цен на готовую продукцию или монопольно низких цен на ресурсы; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; создание препятствий доступу на товарный рынок другим компаниям; распространение ложных сведений о конкуренте; и аналогичные им, являются примерами недобросовестной конкуренции и подпадают под запрет со стороны государства.

Обычно считается, что чем больше конкуренции на рынке, тем лучше для общественного благосостояния. Однако многие исследования последних лет свидетельствуют о том, что на самом деле общественное благосостояние, эффективность, интенсивность инноваций и прочие положительные моменты экономики связаны с силой, жесткостью и интенсивностью инноваций нелинейным образом, в частности, имеют перевернутую U-образную форму (перевернутая парабола с точкой максимума).

Другими словами, конкуренция имеет оптимум: бесконечное развитие конкуренции, так же как и небольшая конкуренция, вредны для экономики.

Антимонопольная политика в России

Решающая роль в достижении устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике.

Для предотвращения или, по крайней мере, смягчения антиконкурентных последствий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Кроме того, ключевое значение в проведение антимонопольной политики и ее эффективности занимает положение о политической независимости антимонопольных органов.

Политическая зависимость антимонопольного органа может снижать действенность принимаемых решений в угоду политическим целям, хотя может сопровождаться и более гибким подходом к другим видам экономической политики, проводимых в рамках одного и того же основного политического курса.

Читайте также:  Как определить обмотки конденсаторного двигателя

Антимонопольная политика России прошла долгий путь в своем развитии, от политики прямых запретов на деятельность отдельных компаний, попавших в реестр фирм-монополистов, через установление предельных цен на продукцию монопольных поставщиков до активного вмешательства в организацию рынков в виде политики поддержки конкуренции.

И хотя не всегда мероприятия, предпринимаемые антимонопольными органами России, оказывали положительное воздействие на формирование конкурентной среды в стране, общая оценка деятельности государства в этой области является заслуженно высокой.

Благодаря своевременному принятию законов, регулирующих конкурентные взаимодействия между фирмами на различных рынках, и их эффективному применению на практике, уровень монополизма и степень отраслевой концентрации в России существенно снизились.

Эффективность политики поддержки конкуренции

Российские антимонопольные органы проводят активную политику в поддержку и для развития конкурентного механизма в российской экономике. И эта политика, как показывает практика, становится с каждым годом все более и более успешной. Представители ФАС учатся отстаивать государственные интересы на всех уровнях, находя оптимальный баланс между стихийным и организованным началом для отраслей и рынков.

Эффективность и активность работы антимонопольных органов России показывает рисунок 1.

Если в начале и середине 1990-х гг. лишь небольшое число фактов антиконкурентного поведения рассматривалось в антимонопольных органах, то с конца 1990-х гг. эта деятельность резко активизируется, достигая пика в 2000-2001 гг.

Современное состояние дел в данной области определяется несколькими концептуальными моментами.

Конкурентная среда сегодня определяется тремя факторами: структурными, функциональными и поведенческими. Структурные признаки конкуренции включают в себя наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей на рынке и отсутствие барьеров входа.

Поведенческие признаки означают независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации кого-либо из участников рыночного процесса.

Политика поддержки конкуренции сегодня нацелена на оптимизацию работы антимонопольных органов: сокращение мелких расследований и дел; предупреждение концентрации, а не борьба с ее последствиями; развитие малого и среднего бизнеса; таргетированная поддержка предприятий социально значимых отраслей экономики; распространение мониторинга на новые отрасли, которые ранее не попадали в сферу активного регуляторного внимания.

Акцент делается на информационно-консультационной поддержке предпринимателей, формирование прозрачности ценообразования, поощрения производства с низкими издержками, более детальный поиск и мониторинг антиконкурентных и антипотребительских ситуаций внутри отраслей (например, борьба с мобильным «рабством» сотовых операторов; требование технологической нейтральности в отрасли связи), а также стимулирование производителей к разработке и принятию кодексов добросовестного поведения.

В 2013-14 гг. стандарты развития конкуренции были опробованы в пилотных проектах на территории Ульяновской, Нижегородской, Тюменской, Владимирской и некоторых других областей.

Это способствовало улучшению предпринимательского климата в регионах и поддержке ключевых отраслей, связанных с созданием благоприятных условий для эффективной конкуренции.

В 2012 г. ФАС проводит рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды. Некоторые результаты подобного рейтингования (лучшие и худшие регионы) приведены в табл. 1.

Рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды

Источник

Статья на тему: Конкуренция как двигатель рыночной экономики

специалист в области арт-терапии

Конкуренция как двигатель рыночной экономики

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований.

Конкуренция как двигатель рыночной экономики

· все желающие могут предложить более привлекательный вариант товара или услуги;

· потребители имеют возможность выбора товара или услуги среди неодинаковых предложений.

Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.

Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль.

В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.

Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции» (№135-ФЗ)

Не любая конкуренция допустима в национальной экономике.

Тот же федеральный закон определяет:

Такие действия фирм, как: необоснованное восхваление собственного товара и принижение товара конкурирующей фирмы; ограничение объема продаж на рынке с целью увеличение рыночной цены; назначение монопольно высоких цен на готовую продукцию или монопольно низких цен на ресурсы; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; создание препятствий доступу на товарный рынок другим компаниям; распространение ложных сведений о конкуренте; и аналогичные им, являются примерами недобросовестной конкуренции и подпадают под запрет со стороны государства.

Читайте также:  мунг дал что это такое простыми словами

Обычно считается, что чем больше конкуренции на рынке, тем лучше для общественного благосостояния. Однако многие исследования последних лет свидетельствуют о том, что на самом деле общественное благосостояние, эффективность, интенсивность инноваций и прочие положительные моменты экономики связаны с силой, жесткостью и интенсивностью инноваций нелинейным образом, в частности, имеют перевернутую U-образную форму (перевернутая парабола с точкой максимума).

Другими словами, конкуренция имеет оптимум: бесконечное развитие конкуренции, так же как и небольшая конкуренция, вредны для экономики.

Антимонопольная политика в России

Решающая роль в достижении устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике.

Для предотвращения или, по крайней мере, смягчения антиконкурентных последствий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Кроме того, ключевое значение в проведение антимонопольной политики и ее эффективности занимает положение о политической независимости антимонопольных органов.

Политическая зависимость антимонопольного органа может снижать действенность принимаемых решений в угоду политическим целям, хотя может сопровождаться и более гибким подходом к другим видам экономической политики, проводимых в рамках одного и того же основного политического курса.

Антимонопольная политика России прошла долгий путь в своем развитии, от политики прямых запретов на деятельность отдельных компаний, попавших в реестр фирм-монополистов, через установление предельных цен на продукцию монопольных поставщиков до активного вмешательства в организацию рынков в виде политики поддержки конкуренции.

И хотя не всегда мероприятия, предпринимаемые антимонопольными органами России, оказывали положительное воздействие на формирование конкурентной среды в стране, общая оценка деятельности государства в этой области является заслуженно высокой.

Благодаря своевременному принятию законов, регулирующих конкурентные взаимодействия между фирмами на различных рынках, и их эффективному применению на практике, уровень монополизма и степень отраслевой концентрации в России существенно снизились.

Эффективность политики поддержки конкуренции

Российские антимонопольные органы проводят активную политику в поддержку и для развития конкурентного механизма в российской экономике. И эта политика, как показывает практика, становится с каждым годом все более и более успешной. Представители ФАС учатся отстаивать государственные интересы на всех уровнях, находя оптимальный баланс между стихийным и организованным началом для отраслей и рынков.

Эффективность и активность работы антимонопольных органов России показывает рисунок 1.

Если в начале и середине 1990-х гг. лишь небольшое число фактов антиконкурентного поведения рассматривалось в антимонопольных органах, то с конца 1990-х гг. эта деятельность резко активизируется, достигая пика в 2000-2001 гг.

Современное состояние дел в данной области определяется несколькими концептуальными моментами.

Конкурентная среда сегодня определяется тремя факторами: структурными, функциональными и поведенческими. Структурные признаки конкуренции включают в себя наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей на рынке и отсутствие барьеров входа.

Поведенческие признаки означают независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации кого-либо из участников рыночного процесса.

Политика поддержки конкуренции сегодня нацелена на оптимизацию работы антимонопольных органов: сокращение мелких расследований и дел; предупреждение концентрации, а не борьба с ее последствиями; развитие малого и среднего бизнеса; таргетированная поддержка предприятий социально значимых отраслей экономики; распространение мониторинга на новые отрасли, которые ранее не попадали в сферу активного регуляторного внимания.

Акцент делается на информационно-консультационной поддержке предпринимателей, формирование прозрачности ценообразования, поощрения производства с низкими издержками, более детальный поиск и мониторинг антиконкурентных и антипотребительских ситуаций внутри отраслей (например, борьба с мобильным «рабством» сотовых операторов; требование технологической нейтральности в отрасли связи), а также стимулирование производителей к разработке и принятию кодексов добросовестного поведения.

В 2013-14 гг. стандарты развития конкуренции были опробованы в пилотных проектах на территории Ульяновской, Нижегородской, Тюменской, Владимирской и некоторых других областей.

Это способствовало улучшению предпринимательского климата в регионах и поддержке ключевых отраслей, связанных с созданием благоприятных условий для эффективной конкуренции.

В 2012 г. ФАС проводит рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды. Некоторые результаты подобного рейтингования (лучшие и худшие регионы) приведены в табл. 1.

Рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector