Комбайн енисей двигатель смд 20

Двигатель СМД-22: технические характеристики

dvigatel smd 22 tekhnicheskie harakteristik

Дизель-сельхозник – простой и надёжный, как автомат Калашникова

О предприятиях-изготовителях

Двигатель СМД-22 принадлежит к семейству дизельных силовых агрегатов, которые выпускались заводом «Серп и Молот» в советском Харькове. В советские времена это было самое массовое семейство дизелей для сельскохозяйственной техники – зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, тракторов различного тягового класса производства Харьковского, Волгоградского, Онежского тракторных заводов и завода Южмаш в Днепропетровске, а также для разнообразной дорожно-строительной техники.

В последние годы существования Советского Союза семейство СМД, кроме СМД-22, также включало в себя:

Предприятие ведёт свою историю с 1881 года. Изначально это был завод по производству сельскохозяйственного оборудования и инвентаря. Основал его предприниматель немецкого происхождения Макс Гельферих.

Рабочие этого предприятия никогда достойных денег не получали, поэтому в их коллективе были чрезвычайно сильны революционные настроения. В декабре 1905 года рабочие завода вступили в настоящую войну с полицией и армией, привлечённой для подавления восстания. В результате артиллерийского обстрела завода обрушилась одна из его стен.

Сразу после 1917 года рабочие завода массово пошли в Красную армию. А само предприятие стало первым национализированным заводом в Харькове, с которого были изгнаны владельцы и администрация.

В годы гражданской войны Харьков несколько раз переходил из рук в руки, на заводе работало не более трёх цехов, выполнявших оборонные заказы то красных, то белых (ремонт пушек, пулемётов, бронепоездов).

o predpriyatiyah izgotovitelyah 01

Заброшенный завод «Серп и молот» в Харькове. Фото 2011 года. Сейчас и этих зданий уже нет.

После завершения гражданской войны завод был реконструирован и с 1922 года стал называться 1-м государственным заводом сельскохозяйственного машиностроения «Серп и молот». Он стал выпускать тракторные молотилки, свеклокопатели и зерноочистительные машины.

В 1941 году завод «Серп и молот» привлекли к выпуску военной продукции, а с приближением линии фронта – эвакуировали в Саратов. Несмотря на сильные разрушения от боевых действий, после освобождения Харькова завод был восстановлен и с 1944 года стал давать продукцию – сельскохозяйственную технику. В 1949 году нём заработало специальное конструкторское бюро (СКБ) по двигателям, а с 1950 года «Серп и молот» начал массовое производство двигателей (бензиновых, для прицепных комбайнов).

Дизели семейства СМД начали выпускаться в Харькове в 1958 году (СМД-7, с 1962 года – СМД-14). 1 июня 1967 года на заводе был сделан миллионный дизельный двигатель. В середине 1970-х он ежегодно выпускал 200 тысяч моторов более чем ста модификаций, для самой разной техники.

Тогда же были разработаны новые двигатели в рамках семейства СМД – уже не четырёх-, а шестицилиндровые – для комбайнов. Также эксплуатационные испытания подтвердили возможность использования СМД в качестве силового агрегата для грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и автобусов ЛАЗ.

Была разработана конструкция дизельного двигателя с горизонтальным расположением цилиндров. Также планировалось производство восьмицилиндровых моторов. Однако внедрение новых разработок в производство в экономических условиях 1990-х годов оказались делом нереальным.

Предприятие попало в тяжелейшую экономическую ситуацию и вскоре было преобразовано в открытое акционерное общество. За 2002 год завод произвёл лишь 275 двигателей, при производственной мощности в 200 тысяч двигателей в год.

В 2003-2005 гг. была проведена процедура банкротства завода. К 2015 года от зданий завода уже ничего не осталось.

Производством дизельных двигателей СМД занялся Белгородский моторный завод. Это частное предприятие, специально созданное с целями полного освоения массового производства модельного ряда дизельных двигателей СМД, и осуществления их гарантийного и послегарантийного обслуживания дизельных двигателей СМД, а также переоборудованием грузовиков и автобусов на рядные дизельные двигатели СМД.

o predpriyatiyah izgotovitelyah

Белгородские дизели СМД на очередной агропромышленной выставке.

Предприятие прошло десятилетний путь развития от малого частного предприятия до акционерного общества. Гарантия на двигатели составляет 2 года или 2000 моточасов, а на поршневую группу – 5 лет или 10 тысяч моточасов.

Технические характеристики двигателя СМД-22 / 22а в цифрах

Оба мотора имеют следующие параметры:

Конструкция двигателя СМД-22 / 22а

В любой модификации это рядный, 4-тактный, 4-цилиндровый мотор с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Цилиндры имеют рабочий объём 6,3 литра.

Основные составные части двигателя СМД-22 / 22а:

Система запуска двигателя СМД-22 представлена пусковым двигателем П-1ОУД, на котором стоит редуктор РПД1.ООО М.

konstrukciya dvigatelya smd 22 22a 1

Комбайн СКД-6 М «Сибиряк»

В ходе такта впуска, в цилиндр через открытый впускной клапан попадает сжатый предварительно в турбокомпрессоре воздух. При передвижении поршня при закрытых клапанах воздух в цилиндре сжимается, температура его значительно повышается. В финале такта сжатия через форсунку в камеру сгорания поршня впрыскивается дизтопливо. Распылённое и смешанное со средой сжатого воздуха, оно самовоспламеняется. Газы, возникающие при сгорании дизтоплива, расширяясь, давят на днище поршня, и заставляют его совершать рабочий ход. Движение передаётся через поршневой палец и шатун на кривошип коленчатого вала, вращая его.

После совершения поршнем рабочего хода, открывается выпускной клапан, и поршень выталкивает отработавшие газы из цилиндра, производя такт выпуска. Затем цикл повторяется снова и снова.

Читайте также:  мастопексия это периареолярная что это

Рабочие ходы в цилиндрах двигателя следуют один за другим, по порядку работы цилиндров: 1-З-4-2.

Для оптимального рабочего процесса открытие и закрытие впускного и выпускного клапанов не совпадают с положением поршня в его мёртвых точках.

На моторе применяется охлаждение поршней маслом, которое позволяет понизить температуру поршней в зоне поршневых колец и в целом повысить надёжность работы дизеля.

Блок-картер и головка цилиндров дизеля СМД-22

Блок-картер – это основная корпусная деталь двигателя. В нём размещаются детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Блок-картер представляет собой чугунную отливку, у которой верхняя часть образует блок цилиндров, а нижняя является верхней частью картера коленчатого вала.

В верхней части блок-картера сделаны вертикальные расточки, в которых размещены гильзы цилиндров. Полость между стенками блок-картера и гильзами используется для прохождения охлаждающей жидкости.

В поперечных перегородках нижней части блок-картера расточены постели для монтажа коренных подшипников коленвала. Верхние части постелей находятся непосредственно в перегородках, а нижние – в крышках коренных подшипников. Для обеспечения соосности коренных подшипников расточка постелей в блок-картере делается в сборе с крышками с одной установки. Поэтому крышки коренных подшипников не являются взаимозаменяемыми.

На наружных боковых поверхностях блок-картера предусмотрено несколько обработанных привалочных поверхностей – чтобы крепить узлы и агрегаты систем питания, смазки и охлаждения.

К передней стенке блок-картера прикреплён картер и крышка картера распределительных шестерён. К крышке картера шестерён прикреплена разъёмная передняя опора. К задней стенке блок-картера прикреплён картер маховика. Картер маховика снабжён специальным приливом с обработанной площадкой и фланцем для установки пускового двигателя и редуктора.

blok karter i golovka cilindrov dizelya smd 22

Комбайн СК-5 «Нива» на ВДНХ, 1973 год

В связи с применением на дизеле охлаждения поршней маслом в блок-картере касательно канала главной масляной магистрали выполнено четыре сверления, в которые устанавливаются форсунки, для охлаждения поршней маслом. При работе дизеля масло из главной масляной магистрали подаётся к форсункам. Выходя из сопла форсунки, эта струя масла омывает дно поршня и охлаждает его.

Головка цилиндра отлита из чугуна и является общей для всех цилиндров. В целях уплотнения плоскости разъёма между головкой цилиндров и блок-картером имеется прокладка из асбестального полотна.

Впускные каналы в головке цилиндров сделаны по типу винтового канала, который создаёт вращательное движение воздушного заряда вокруг оси цилиндра.

Для укрепления термостойкости на нижней плоскости головки сделано З прорези – компенсаторов напряжений. На головке цилиндров смонтирован клапанный механизм с механизмом декомпрессии. Клапанный механизм прикрыт колпаком, закрепленным на корпусе клапанного механизма 4-мя шпильками.

Для усиления износостойкости посадочных мест под клапаны в головке цилиндров имеются сёдла из особого сплава. Для равномерного износа сёдел клапанов имеется механизм вращения клапанов. При возвратно-поступательных движениях клапана внутренняя пружина проворачивает втулку вокруг оси, а вместе с нею – и клапан относительно тарелки клапана.

Кривошипно-шатунный механизм СМД-22

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейные возвратно-поступательные движения поршня во вращательные движения коленчатого вала мотора.

Основными элементы кривошипно-шатунного механизма – это поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, маховик и коленвал.

Поршни сделаны из алюминиевого сплава и снабжены тремя канавками для монтажа поршневых колец – двух компрессионных и одного маслосъёмного. В канавках под маслосъёмными кольцами сделаны радиальные, а под канавками – наклонные сверления, выполненные для отвода масла.

Под верхнее компрессионное кольцо упрочнена зона канавки. Кольцо верхнее компрессионное сделано из высокопрочного чугуна, хромировано по наружному диаметру и имеет рабочую поверхность бочкообразного типа. У нижнего компрессионного кольца коническая рабочая поверхность.

В утолщенном днище поршня размещена камера сгорания открытого типа. Юбка поршня овально-конусная, с большим диаметром в нижней части.

Поршневые пальцы – полые, сделанные из стали хромоникелевой. Их наружная поверхность сделана цементированной и полированной. Палец удерживается двумя стопорными кольцами от осевых перемещений в бобышках.

Шатуны – штампованные, из стали. Стержень шатуна в поперечном сечении обладает двутавровой формой. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке сделаны З отверстия.

Нижняя головка шатуна сделана разъёмной. Расточку постели нижней головки шатуна под вкладыш делают в сборе с крышкой, поэтому шатун и его нижняя крышка помечены цифровыми клеймами, и заменять крышки на шатунах либо их разворачивать на 180 градусов нельзя.

krivoshipno shatunnyj mekhanizm smd 22

Шатунные вкладыши – тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным сплавом А06-1.

Коленчатый вал двигателя СМД-22 – из чугуна, литой, с увеличенными противовесами, четырьмя шатунными и пятью коренными шейками. Для коренных подшипников использованы тонкостенные вкладыши с антифрикционным сплавом АО2О-1.

Чтобы улучшать очистку масла и снижать износ шатунных подшипников в шатунных шейках коленчатого вала предусмотрены полости для очистки масла, дополнительного центробежного типа. Полости шеек с торцов прикрыты резьбовыми заглушками, зашплинтванными, чтобы не допустить их самовывинчивания.

Осевое усилие коленвала воспринимают 4 стале-алюмнивых полукольца, которые стоят в расточке блок-картера и крышки третьего коренного подшипника. На переднем конце вала смонтирован блок шестерён. Одна шестерня выполняет привод шестерён распределительных, а другая – привод маслонасоса. На конусной части переднего конца вала находится в закреплённом храповиком положении одноручьевой шкив привода вентилятора и генератора.

На заднем конце вала к фланцу прикреплён маховик, шестью болтами. Маховик обеспечивает равномерное вращение коленвала, вывод поршней из «мёртвых точек», и облегчает процесс запуска дизельного двигателя. Во время установки маховика должны совпасть метки на фланце коленвала и на маховике. Для понижения вибраций колен вал и маховик балансируют динамической балансировкой.

Читайте также:  Запуск двигателя ваз после простоя

Газораспределительная система СМД-22

Механизм газораспределения дизеля обеспечивает впуск в цилиндры свежего воздуха и вывода продуктов сгорания дизтоплива. Механизм газораспределения оборудован подвесной системой клапанов и состоит из распределительного вала, клапанов впускных и выпускных, элементов для их установки и привода (втулки направляющие, пружины, тарелки с сухариками, толкатели, штанги, стойки, коромысла, оси и винты регулировочные с гайками.

Распредвал – стальной, на трёх опорах. Шейки опорные коленвала выполнены из разных диаметров. Наибольшим диаметром отличается передняя шейка. В шейке задней просверлен канал, выполняющий подвод масла к клапанному механизму.

gazoraspredelitelnaya sistema smd 22

Поверхность шеек и кулачков закалена ТВЧ. Распредвал приводится во вращение от коленвала через шестерни распределения, которые расположены в специальном картере в передней части блока.

Осевой люфт распредвала ограничивается упорным винтом, который расположен на передней крышке распределительных шестерён.

Система питания дизтопливом СМД-22

Система питания горючим предназначается для очистки и подачи в рабочие полости цилиндров дизеля распылённого дизтоплива в тех количествах, что соответствуют его режиму работы.

В состав системы питания входят: топливный насос с регулятором, помпа подкачивающая с насосом ручной подкачки дизтоплива, форсунки, фильтры грубой и тонкой очистки дизтоплива, топливопроводы низкого и высокого давления, топливный бак.

Качество работы двигателя зависит от того, насколько чистое в баке дизтопливо, отсутствуют ли в нём примеси воды и воздуха. Для достижения нужной чистоты дизтопливо из бака проходит сначала фильтр грубой очистки, в котором оно избавляется от крупных механических примесей и воды. Затем горючее засасывается толивоподкачивающей помпой и под давлением подаётся в фильтр тонкой очистки.

Очищенная таким образом солярка поступает в топливный насос, который гонит её по трубкам высокого давления к форсункам. Когда давление дизтоплива достигает давления затяжки пружины форсунки, игла распылителя форсунки поднимается, и горючее впрыскивается в камеры сгорания.

Дизтопливо, которое просочится по зазорам в верхнюю часть корпуса форсунки, будет отведено по трубке слива в фильтр тонкой очистки. Излишек дизтоплива, поданный топливоподкачивающей помпой, через сливной клапан в головке топливного насоса по перепускной трубке вернётся в подкачивающую помпу.

При проблемах в работе двигателя, которые могут выражаться в дымном выхлопе, снижении мощности, пропуске вспышек, в трудном пуске мотора есть смысл проверить топливную аппаратуру, в первую очередь, состояние топливных фильтров.

Для подачи в цилиндры дозированных порций дизтоплива в строго определённые моменты с левой стороны мотора на нём установлен 4-х плунжерный насос. Топливный насос прикреплён 4-мя болтами к картеру распределительных шестерён, и ещё дополнительно снизу двумя болтами – к специальному кронштейну.

В корпусе насоса на двух шарикоподшипниках вращается кулачковый валик. Он получает вращение от шестерни привода, с которой находится в зацеплении шлицевая втулка, установленная на его переднем конце. На хвостовике валика стоит шестерня привода регулятора, а между2- и З-м кулачками размещён эксцентрик для привода топливоподкачивающей помпы. Валик насоса вращается в 2 раза медленней коленвала двигателя. Расположение кулачков на валике – соответствующее порядку работы цилиндров 1-3-4-2. Над кулачковым валиком в корпусе насоса поступательным образом перемещаются толкатели, которые передают движение от кулачков на плунжеры.

Система питания воздухом и турбокомпрессор СМД-22

В составе системы питания воздухом, предназначенной для его очистки от пыли и подачи в цилиндры, – воздухоочиститель, турбокомпрессор и впускной коллектор. Турбокомпрессор ТКР 8,5Н-1 – центробежный одноступенчатый компрессор с радиальной центростремительной турбиной спирального канала («улиткой»).

Система смазки дизеля СМД-22

Система смазки включает в себя: маслонасос с маслоприёмником, центрифугу, радиатор масляный, маслоканалы, маслопроводы и масляный фильтр турбокомпрессора.

Она предназначается для бесперебойной подачи масла к трущимся деталям двигателя, с целями снижения трения и износа деталей, а также для отвода от них тепла и продуктов износа. Она комбинированная: одна часть деталей (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распредвала, клапанный механизм, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса), другая (гильзы, поршни, кольца, поршневые пальцы, кулачки распредвала, толкатели, шестерни) – путём разбрызгивания: маслом, вытекающим из подшипников.

sistema smazki dizelya smd 22

Кроме того, слой смазки, который находится на поверхности гильзы, колец и поршня, формирует уплотнение соединения «гильза-поршень».

Система охлаждения СМД-22

В составе системы охлаждения – радиатор, водяной насос, вентилятор, водяные полости в блоке и головке цилиндров Система охлаждения нужна для отвода тепла от наиболее раскалённых деталей мотора (гильз, блока, головки блока цилиндров) и обеспечения приемлемого теплового режима в работе дизеля. Как охлаждающую жидкость, можно использовать воду либо антифриз. Её закрытую принудительную циркуляцию обеспечивает центробежный водяной насос.

Для автоматического регулирования температурного режима на моторе имеется термостат ТС-107.

Отзывы о двигателях СМД-22

СМД-22 известен как доступный по цене, простой в техническом обслуживании и ремонте, выносливый, надёжный и неприхотливый мотор. При грамотной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании, моторесурс до капитального ремонта составляет не менее 10-ти тысяч моточасов. Мотор не нуждается в создании новых сервисных центров, поскольку на территории России больше сотни предприятий без проблем отремонтируют эту «классику» – двигатели СМД известны всем. Несмотря на всю архаичность данной модели, использование данного типа двигателей в качестве силового агрегата к сельхозтехнике, спецтехнике, мобильных энергоустановок всё ещё имеет в России широкие перспективы.

Читайте также:  мелкая сыпь на мягком небе что это

Источник

Двигатель серии СМД: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель СМД – дизельный мотор, хорошо знакомый работникам машинно-тракторных станций (МТС), широко распространенных во времена существования СССР. Выпуск этих моторов был освоен в 1958 году на харьковском заводе «Серп и Молот» (1881). Серийное производство семейства двигателей СМД, предназначенных для агрегатирования различных видов сельскохозяйственной техники (трактора, комбайны и пр.) было прекращено в связи с прекращением деятельности предприятия (2003).

dvigatel smd 1

В линейку этих силовых агрегатов входят:

При этом любой мотор СМД обладает очень высокой надежностью. Она заложена в оригинальных конструкторских решениях, которые даже по современным меркам обеспечивают достаточный запас эксплуатационной прочности этих моторов.

В настоящее время силовые агрегаты типа СМД выпускаются на Белгородском моторном заводе (БМЗ).

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Раб. объем цилиндров, л 9.15
Мощность, л. с. 160
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. номинальная/минимальная (в режиме холостого хода)/максимальная (на холостом ходу) 2000/800/2180
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 115
Степень сжатия 15
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Система питания Непосредственный впрыск топлива
Вид топлива/марка Дизельное топливо «Л», «ДЛ», «З», «ДЗ» и др. в зависимости от температуры окружающего воздуха
Расход топлива, г/л. с. час (номинальная/эксплуатационная мощность) 175/182
Тип турбокомпрессора ТКР-11Н-1
Система пуска Пусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском + электростартер СТ142Б
Топливо пускового двигателя Смесь бензина А-72 с моторным маслом в соотношении 20:1
Система смазки Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Тип моторного масла М-10Г, М-10В, М-112В
Количество моторного масла, л 18
Система охлаждения Водяное, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Моторесурс, час 10000
Вес, кг 950. 1100

Силовой агрегат устанавливался на тракторы Т-150, Т-153, Т-157.

Описание

Дизельные 6-ти цилиндровые V-образные двигатели СМД представлены рядом моделей СМД-60…СМД-65 и более мощными СМД-72 и СМД-73. У всех этих моторов ход поршня меньше, чем диаметр цилиндра (коротходовый вариант).

При этом в моторах:

dvigatel smd 2Перегородки между смежными цилиндрами вместе с торцевыми стенками блок-картера придают конструкции необходимую жесткость. В каждом блоке цилиндров имеются специальные расточки цилиндрической формы, в которые устанавливаются гильзы цилиндров, изготовленные из титано-медистого чугуна.

Компоновка всех узлов мотора учитывает все преимущества, которые дает V-образное расположение цилиндров. Размещение цилиндров под углом 90° позволило разместить в развале между ними турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Кроме того, за счет смещения рядов цилиндров на 36 мм относительно друг друга позволило установить по два шатуна противоположных цилиндров на одной шатунной шейке коленчатого вала.

Компоновка деталей газораспределительного механизма отличается от общепринятой. Его распределительный вал является общим для двух рядов цилиндров и расположен по центру блок-картера. Со стороны маховика на его конце установлен блок шестерен, который включает в себя шестерни привода газораспределительного механизма и топливного насоса.

В процессе работы мотор обеспечивает грубую и тонкую очистку дизельного топлива. Моторное масло очищается полнопоточной центрифугой.

Охлаждается силовой агрегат водой. В зимнее время допускается использование антифриза. Циркуляция жидкости в замкнутой системе охлаждения осуществляется благодаря центробежному водяному насосу. Участвуют в процессе охлаждения также шестирядный трубчато-пластинчатый радиатор и шестилопастный электровентилятор.

Система охлаждения двигателя СМД 60 обеспечивает и термосифонную циркуляцию охладителя внутри водяной рубашки пускового двигателя. Однако она способна обеспечить охлаждение последнего только в течение непродолжительного времени. Во избежание перегрева время работы пускового двигателя на холостых оборотах не должно превышать 3 минут.

Техническое обслуживание

Техобслуживание двигателя СМД 60 сводится к постоянному наблюдению за процессом его работы и регулярному проведению регламентных работ, оговоренных в инструкции по его эксплуатации. Только при выполнении этих условий изготовителем гарантируется:

Виды техобслуживания (ТО) определяются сроками их проведения в зависимости от количества отработанных моточасов:

Перечень работ, которые должны проводиться по каждому виду техобслуживания, приведены в инструкции по эксплуатации двигателя. При этом работы, требующие разборки силового агрегата, необходимо проводить только в закрытых помещениях.

Неисправности

Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.

НЕИСПРАВНОСТЬ МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу. 1. Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах.
2. Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора.
3. Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора.
Выброс автомасла через картер маховика. 1. Разрушен самоподжимной сальник.
2. Срезано уплотнительное кольцо редуктора.
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм. 1. Проворачивается втулка распределительного вала.
2. Засорение масляных каналов головки цилиндров.
3. Ослабление крепления шестерни распределительного вала.
Посторонние стуки в двигателе:
1. Звонкий резкий стук. Сломана форсунка.
2. Детонирующий стук. Нарушен угол впрыска.
3. Неясно выраженный стук. Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала.

Тюнинг

dvigatel smd 3Моторы, которыми агрегатируются сельскохозяйственные машины и механизмы, тюнингу не подвергают. Разработанные под конкретные условия эксплуатации они, как правило, отлично сбалансированы и вмешательство в их конструкцию к положительным результатам не приводит.

Семейства таких двигателей представлены изготовителями в виде широких линеек, имеющих разную мощность. При этом устанавливаются они на определенные виды спецтехники, из числа которых потребители и выбирают те, что наиболее полно соответствуют их требованиям.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Ваша безопасность
Adblock
detector