Двигатель ВАЗ 21011
1.3-литровый 8-клапанный двигатель ВАЗ 21011 появился в 1974 году и по сути являлся модернизацией базового агрегата Жигулей. Благодаря улучшенным характеристикам этот мотор получил большее распространение чем его донор.
К классической серии относят двс: 2101, 2105, 2103 и 2106.
Технические характеристики мотора ВАЗ 21011 1.3 литра
Все основные параметры данного двигателя сведены нами в единую таблицу.
Марка двигателя | 21011 |
Система питания | карбюратор |
Тип двигателя | рядный |
Объем двигателя | 1294 см³ |
Кол-во цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня | 66 мм |
Диаметр цилиндра | 79 мм |
Степень сжатия | 8.8 |
Мощность | 69 л.с. |
Крутящий момент | 94 Нм |
Экологические нормы | Евро 0 |
Конструкционные особенности двигателя 21011 8 клапанов
Практически сразу после начала производства базовой модели, инженеры АвтоВАЗа задумались о более мощном моторе. Пойти решили путем расточки блока цилиндров под поршень 79 мм. В результате рабочий объем вырос на 100 кубиков, а мощность на 10 л.с.
Во всем остальном это классический двс с чугунным блоком и алюминиевой головкой, цепным приводом ГРМ и без гидрокомпенсаторов. Тепловые зазоры клапанов здесь приходится регулировать каждые 15 000 км пробега при помощи щупа и двух гаечных ключей.
Маленький тюнинг как раз такой ГБЦ от видеоблогера Сергея Фролова.
На какие модели концерна ВАЗ ставили двигатель 21011
Данный мотор встречается под капотом четырех отечественных автомобилей:
Аналогичные двигатели других производителей:
Отзывы владельцев, замена масла и ресурс двс 21011
Судя по отзывам владельцев, новый мотор ничем не лучше предшественника: все та же гремящая цепь, капризный карбюратор, постоянные течи. Хорошо что стоимость ремонтных работ и запасных частей по-прежнему крайне невелика.
Менять масло необходимо не реже чем каждые 10 тысяч километров пробега. Всего в моторе 3,75 литра смазки, но при замене войдет примерно 3,5 литра. Использовать желательно качественную минералку 10W-40. Смотрите видео.
По заводским данным ресурс данного двигателя составляет всего 125 000 км, однако на самом деле он намного выше и скорее ближе к 200 000 километров.
Двигатель 21011 – удачный эксперимент с объемом мотора ВАЗ 2101
По умолчанию ДВС 2101 стал базовым вариантом для автомобилей семейства ВАЗ. Первым экспериментом стала модификация 21011 – в двигателе стал меньше ход поршня, зато увеличился диаметр цилиндра. Фактически это была заводская форсировка мотора специалистами, чтобы увеличить мощность, и избавить пользователей от необходимости производить при этом капремонт чаще указанной периодичности.
Эксплуатационные параметры мотора 21011
Классическая модернизация ДВС 2101 увеличила объемы сжигания топливной смеси при одновременном снижении хода поршня. Расход топлива изменился в большую сторону незначительно, зато мотор стал «приемистым». Основные технические характеристики варианта 21011 имеют следующий вид:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 21011 |
Годы производства | 1974 – 2006 |
Объем | 1294 см 3 (1,3 л) |
Мощность | 50,7 кВт (69 л. с.) |
Крутящий момент | 94,3 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 114 кг |
Степень сжатия | 8,8 |
Питание | карбюратор Озон ДААЗ 2105 |
Тип мотора | рядный, верхневальный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | «длинные» перегородки |
Выпускной коллектор | «паук», схема 4/2/1 |
Распредвал | верхнее расположение внутри ГБЦ |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | А класс – 79 – 79,01 мм B класс – 79,01 – 79,02 мм С класс – 79,02 – 79,03 мм D класс – 79,03 – 79,04 мм Е класс – 79,04 – 79,05 мм |
Поршни | 79 мм |
Кольца | не симметричные, без покрытия |
Диаметр поршня | А класс –78,94 – 78,95 мм В класс – 78,95 – 78,96 мм С класс – 78,96 – 78,97 мм D класс – 78,97 – 78,98 мм Е класс – 78,98 – 78,99 мм |
Коленвал | чугун ВК, короткий радиус кривошипа |
Количество коренных подшипников | 5 |
Ход поршня | 66 мм |
Горючее | АИ-93 |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 8 л/100 км смешанный цикл 9,5 л/100 км город – 11 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 21011 | 5W-50 и 10W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Рабочая температура | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 125000 км болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Положительной особенностью ДВС 21011 стал тот факт, что он был разработан на 4 года позже базовой модели мотора. За это время завод ДААЗ запустил в серию карбюраторы Озон, которые по умолчанию превосходили эксплуатационными характеристиками ранее используемое навесное оборудование для приготовления топливной смеси Солекс.
Руководство завода производителя включило в комплектацию 21011 карбюратор Озон, дополнительно повысив характеристики этого мотора.
Конструкция ДВС
Несмотря на увеличившийся диаметр цилиндра (79 мм вместо 76 мм) капитальный ремонт мотора 21011 производится в плановом порядке, как и указывает официальный мануал. Все принципиальные конструктивные особенности остались прежними:
Компоновка поршневой группы превзошла возможности оригинала – мотор стал приемистым практически без увеличения расхода бензина.
Положительные и отрицательные моменты
Основные минусы, которые имеет мотор 21011, он сохранил от образца ДВС 2101, из которого и возник:
Внутри впускного коллектора использованы длинные перегородки, поэтому при дросселировании первой камеры воздушно-топливный «голод» испытывают 2 и 3 цилиндры, а при открытии заслонки второй камеры, наоборот – 1 и 4 цилиндры.
Однако для своего времени 21011 стал передовым техническим решением отечественного автопрома. Зная характеристики двигателя, у пользователя не возникает проблем, какое масло лить, и какие ОЖ использует система охлаждения движков.
Техобслуживание – регламент
Типовое устройство ДВС обеспечивает стандартные для семейства моторов АвтоВАЗ сроки замены расходников и операций обслуживания, поэтому мотор 21011 имеет следующий регламент ТО:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Ремень ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
Расходники и запчасти для двигателя не являются дефицитом, несмотря на снятие его с производства в 2006 году.
Типовые неисправности мотора
В отличие от эталона, двигатель 21011 спроектирован под среднее октановое число, бензин А-76 как на моторе 2101 использовать не рекомендуется. При обрыве приводной цепи ГРМ поршень стандартно гнет клапана, что является общей проблемой для ДВС АвтоВАЗа, за редким исключением (например, 2105). Основными неисправностями являются:
Поломка | Причина | Устранение |
Дым сизого цвета | порыв прокладок ГБЦ, клапанных сальников или втулок износ колец | замена уплотнений, колец и расходников |
Перегрев ДВС | поломка термостата либо вентилятора | установка нового навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | выработка поршней/цилиндров, протечки в клапанных крышках | установка следующего ремонтного размера поршней и колец, замена прокладок |
Стук | вкладыши шатунов, подшипники кривошипа, увеличение зазора клапанов | замена расходников после диагностики |
В принципе простая для сегодняшнего уровня развития ДВС схема двигателя облегчает самостоятельное обслуживание модели привода 21011. В инструкции изготовителем четко указано, какое масло рекомендовано эксплуатировать, приведено описание параметров ДВС.
В каких моделях ВАЗ использовался?
За годы производства двигатель 21011 монтировался на автомобили ВАЗ следующих модификаций:
По умолчанию в двигатель заложен высокий эксплуатационный ресурс, все указанные модели машин эксплуатируются до сих пор.
Тюнинг ДВС
В принципе двигатель 21011 – это и есть заводской тюнинг ДВС 2101. Однако межцетровой размер цилиндров позволяет расточить их еще больше для увеличения объема. Выполняя тюнинг своими руками, следует учитывать нюансы:
Производитель рекомендует тюнинг в виде улучшения существующих узлов без применения турбин. Например, из блока 21011 можно получить мотор 1,7 л:
Оптимальным значением соотношения R/S (длина шатуна/ход коленвала, соответственно) считается 1,75 единиц. При большем значении R/S получаются улучшенные высокие и средние обороты, но повышается температура внутри камер сгорания. Как результат – прогорание поршней. Скорость потока топливной смеси снижается, могут появиться детонации.
Если используются короткие шатуны, то автоматически увеличивается их угол наклона. Центры этих деталей испытывают критические нагрузки, возможен обрыв в плоскости 45 градусов относительно оси шатуна у нижней/верхней головки. Повышается трение боковых стенок поршня, колец и цилиндров, поэтому применяются смещенные пальцы.
Таким образом, модернизированная версия мотора 21011 обладает более высокими техническими параметрами в сравнении с эталоном 2101. Именно на основе этого ДВС были разработаны поздние версии 2103 и 2105.
Двигатель ВАЗ 21011: главное
Силовые агрегаты на первом отечественном автомобиле ВАЗ 2101 отличались не только простой и понятной конструкцией, но и удивительной долговечностью. И сегодня ещё есть водители, которые эксплуатируют «копейку» на «родном» двигателе — стоит лишь вовремя проводить его обслуживание и заправлять качественным бензином.
Какими двигателями оснащался ВАЗ 21011
Первые ВАЗы в нашей стране стали выпускаться в 1970 году. Для оснащения было разработано два типа двигателей:
Первый тип — 2101 — конструктивно продолжал традиции итальянца Fiat-124, хотя и был значительно переработан под нужды и цели отечественного автопрома. Объём мотора составлял 1.2 литра, чего хватало для мощности в 64 лошадиные силы. На начало 1970-х годов этого было вполне достаточно.
Второй тип — 21011 — был мощнее и надёжнее своего донора. Восьмиклапанный 1.3 мотор 21011 впервые был установлен на ВАЗ в 1974 году и с тех пор считался самым популярным оснащением для «копейки».
Технические характеристики мотора ВАЗ 21011
Силовой агрегат на ВАЗ 21011 весил немало — 114 килограммов без смазки. Рядное расположение четырёх цилиндров было классическим вариантом комплектации мотора. Диаметр поршня составлял 79 мм (то есть размер был немного увеличен по сравнению с мотором типа 2101).
Надо сказать, что производитель заявлял о ресурсе двигателя на 120 тысяч километров пробега, однако на практике водители убедились, что это слишком заниженная цифра. При грамотной эксплуатации мотор ВАЗ 21011 не вызывал никаких проблем на протяжении первых 200 тысяч километров пробега.
Расход топлива у первого карбюраторного мотора 21011 был огромный — почти 9.5 литра при смешанном режиме езды. Однако из-за мизерных цен на топливо владельцы не несли серьёзных расходов на обслуживание своего «четырёхколёсного товарища».
В целом же, силовой агрегат ВАЗ 21011 — это классический для АвтоВАЗа мотор с чугунным блоком и головкой из алюминия.
Таблица: основные характеристики двигателей ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011
Позиции | Показатели | |
ВАЗ 2101 | ВАЗ 21011 | |
Вид топлива | Бензин А-76, АИ-92 | Бензин АИ-93 |
Устройство впрыска | Карбюратор | |
Материал блока цилиндров | Чугун | |
Материал ГБЦ | Алюминиевый сплав | |
Вес, кг | 114 | |
Расположение цилиндров | Рядное | |
Количество цилиндров, шт | 4 | |
Диаметр поршня, мм | 76 | 79 |
Амплитуда движения поршня, мм | 66 | |
Диаметр цилиндра, мм | 76 | 79 |
Рабочий объем, см3 | 1198 | 1294 |
Максимальная мощность, л. с. | 64 | 69 |
Крутящий момент, Нм | 87,3 | 94 |
Степень сжатия | 8,5 | 8,8 |
Смешанный расход топлива, л | 9,2 | 9,5 |
Заявленный ресурс двигателя, тыс. км. | 200000 | 125000 |
Практический ресурс, тыс. км. | 500000 | 200000 |
Распределительный вал | ||
расположение | верхнее | |
ширина фаз газораспределения, 0 | 232 | |
величина угла опережения выпускного клапана, 0 | 42 | |
запаздывание впускного клапана, 0 | 40 | |
диаметр сальников, мм | 56 и 40 | |
ширина сальников, мм | 7 | |
Коленчатый вал | ||
Диаметр шейки, мм | 50,795 | |
Количество подшипников, шт | 5 | |
Маховик | ||
наружный диаметр, мм | 277,5 | |
посадочный диаметр, мм | 256,795 | |
количество зубьев венца, шт | 129 | |
вес, г | 620 | |
Рекомендуемое моторное масло | 5W30, 15W40 | 5W30, 5W40, 10W40, 15W40 |
Объем моторного масла, л | 3,75 | |
Рекомендуемая охлаждающая жидкость | Тосол | |
Количество охлаждающей жидкости, л | 9,75 | |
Привод ГРМ | Цепной, двухрядный | |
Порядок работы цилиндров | 1–3-4–2 |
Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 21011 вместо заводского
ВАЗ 21011 — отличный вариант для любителей тюнинга, так как машина имеет такую простую конструкцию, что вполне возможно без серьёзных доработок превратить её во что угодно. То же самое касается и моторного отсека: любители могут установить более мощный мотор, не прибегая к помощи специалистов автосервиса.
Однако во всём нужно знать меру: кузов ВАЗ 21011 рассчитан на определённые нагрузки, а потому сверхмощный двигатель может просто разорвать машину на части. Поэтому при выборе альтернативного мотора лучше всего обратить внимание на конструктивно похожие варианты.
Двигатели от ВАЗов
Разумеется, это лучший способ оптимизировать свою «копейку», так как «родственные» движки практически по всем параметрам подойдут к ВАЗ 21011. Оптимальными для установки считаются моторы от 2106, 2107, 2112 и даже от 2170. Важно, что они подойдут к креплениям «копейки» и оптимально сойдутся с коробкой переключения передач.
Силовые агрегаты от иномарок
Практически без каких-либо переделок на «копейку» можно установить бензиновые моторы 1.6 и 2.0 от Fiat.
Если хочется более креативного подхода, то допускается и установка силовых агрегатов от Renault Logan или Mitsubishi Galant. Однако эти движки потребуется ставить в комплекте с коробкой передач.
Дизельные моторы любители экспериментов также устанавливают на «копейку». Однако в наши дни такая комбинация не может считаться целесообразной из-за резких скачков цен на дизельное топливо во всех регионах страны.
Неисправности мотора ВАЗ 21011
Мы уже писали о том, что первые вариации моторов ВАЗ 2101 и 21011 и по сей день считаются одними из самых долговечных и надёжных. Однако как и любое техническое устройство, даже самый стабильный мотор рано или поздно начинает «капризничать».
Главными признаками этих «капризов», то есть будущих неисправностей, считаются следующие факторы:
Видео: как должен работать исправный мотор на «копейке»
Каждый из этих факторов ещё не означает проблем с мотором, но их совокупность точно указывает на то, что двигатель 21011 вот-вот может выйти из строя.
Невозможность запуска
Важно понимать, что отсутствие реакции мотора на поворот ключа в замке зажигания — это глобальная проблема. Так, например, если стартер проворачивается, а движок при этом никак не реагирует, то поломка может скрываться в любом из этих элементов:
Поэтому если невозможно запустить мотор, не стоит сразу же бежать в автомагазин и покупать все эти элементы для замены. Первым делом необходимо проверить наличие напряжения на катушке (поступает ли ток с АКБ). Далее обычным тестером замеряется напряжение на остальных узлах. Только после этого стоит начинать искать проблемы в бензиновом насосе и карбюраторной установке.
Видео: что делать, если двигатель не заводится
Неравномерность работы на холостом ходу
Если «копейка» крайне нестабильно чувствует себя, когда мотор работает вхолостую, то проблема может быть вызвана неисправностями в системах зажигания или питания. Стандартно нестабильность функций двигателя 21011 обычно связана с:
В любом случае стоит начать поиск неисправностей с проверки системы зажигания.
Видео: неустойчивая работа ДВС
Сокращение мощностных характеристик
Изначально снижение тяги двигателя водитель может заметить только при подъёме в гору или на на обгонах. Позже затруднения при наборе скорости могут стать рядовой проблемой автомобиля.
Сокращение мощности силового агрегата связывается со следующими неисправностями:
Стоит сказать, что первым делом при проверке нужно оценить, совпадают ли метки привода ГРМ и насколько точно выставлен угол опережения зажигания. Только после этого можно приступать к проверке работоспособности других «подозреваемых» узлов.
Видео: потеря тяги, что делать
Быстрое нагревание мотора
Двигатель во время штатной работы всегда должен быть горячим — примерный температурный режим для ВАЗ 21011 составляет 90 градусов Цельсия. Однако если стрелка температуры мотора на приборной панели всё чаще без видимых причин ускользает в красный сектор — это сигнал тревоги.
Продолжать движение при перегреве мотора категорически запрещено! Это приведёт к выгоранию прокладки блока цилиндров и сразу же к выходу из строя поршневой группы.
Сильный перегрев мотора может быть вызван:
Как только стрелка термостата переходит в красный сектор, необходимо остановиться и проверить уровень тосола в системе. Если жидкость находится на уровне, придётся искать истинную причину перегревания двигателя.
Видео: причины перегрева и действия водителя
Посторонние шумы и стуки
Двигатель ВАЗ 21011 тихим не назовёшь: во время работы он издаёт самые различные звуки. Однако внимательный водитель может услышать в рядовых шумах и необычные для машины стуки и звуки. Для 21011 это:
Все эти посторонние шумовые эффекты не возникают сами по себе: обычно они связаны с сильным износом деталей и узлов. Соответственно, требуется замена механизмов в кратчайшие сроки.
Видео: стук двигателя
Ремонт двигателя ВАЗ 21011
Любые ремонтные работы на моторе ВАЗ 21011 проводятся только после демонтажа агрегата с автомобиля.
Как снять мотор
Двигатель на ВАЗ 21011 весит 114 килограммов, поэтому потребуется помощь как минимум двух человек или же лебёдка. Традиционно нужно будет подготовиться к процедуре:
Порядок демонтажа двигателя с «копейки» следующий:
После этого потребуется очистить поверхности двигателя от подтеканий рабочих жидкостей (протереть чистой влажной тряпкой). Можно приступать к ремонтным работам.
Видео: как правильно демонтировать мотор на «копейке»
Замена вкладышей
Чтобы поменять вкладыши на моторе от ВАЗ 21011, потребуется только набор гаечных ключей и отвёрток, а также динамометрический ключ и зубило. Порядок работы следующий:
На место старых вкладышей установить новые, предварительно очистив место посадки бензином от грязи и копоти. Далее собрать мотор в обратном порядке.
Замена поршневых колец
Для выполнения этой работы потребуется тот же набор инструментов, что был описан выше, плюс тиски и верстак. Не будет лишней и специальная «вазовская» оправка для обжатия поршней.
На разобранном моторе (см. инструкции выше) нужно провести следующие действия:
Работа с масляным насосом
Автовладельцу надо знать, что ремонтные работы на маслонасосе возможны и без демонтажа мотора. Однако если наш двигатель уже снят и разобран, то почему бы заодно не отремонтировать и масляный насос?
Порядок работ следующий:
Двигатель ВАЗ 21011 при максимально простой конструкции всё же требует профессионального подхода к ремонту и обслуживанию. Поэтому если у вас нет опыта в данном направлении, то лучше обратиться к специалистам СТО.