ЕНВД: ремонт автомобилей
В каких случаях автосервисам нужно платить ЕНВД
С 1 января 2013 г. переход на уплату единого налога на вмененный доход осуществляется добровольно. При этом, как и ранее «вмененка», может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (ст. 346.26 НК РФ). На уплату ЕНВД необходимо перейти, если местными властями в установленном порядке введена система ЕНВД по этому виду деятельности.
Автосервис должен платить ЕНВД с двух видов деятельности
Минфин России ранее считал, что, если отпуск используемых запасных частей и расходных материалов для ремонта автотранспортных средств осуществляется с торговой наценкой и выделяется в заказах-нарядах отдельной строкой, стоимость запасных частей и материалов не включается в себестоимость услуги по проведению ремонта. Следовательно, в этой ситуации реализация материалов признается розничной торговлей, в отношении которой нужно платить ЕНВД.
Таким образом, предприниматель может быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход по двум видам деятельности:
Отметим, что финансисты не раз высказывали свою позицию по данному вопросу (Письма от 17.12.2012 N 03-11-11/379, от 14.12.2012 N 03-11-06/3/87, от 24.03.2010 N 03-11-11/74, от 09.03.2010 N 03-11-11/43, от 29.12.2009 N 03-11-06/3/305, от 04.12.2009 N 03-11-06/3/284).
Минфин России изменил свое мнение
В недавнем Письме от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238 финансовым ведомством высказана иная позиция. Так, Минфин России разъяснил, что указание в договоре (заказе-наряде) на ремонт автомобиля стоимости запчастей отдельной строкой не имеет значения для исчисления ЕНВД в отношении данных услуг. Если договор предусматривает замену деталей и стоимость запчастей включается в стоимость услуг ремонта, то ЕНВД исчисляется только в отношении ремонта.
Отметим, что налоговая служба и ранее придерживалась указанной позиции. Так, из Писем ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 30.01.2009 N 3-2-12/10@ можно сделать вывод, что ведомство и ранее считало, что отдельное указание в заказах-нарядах стоимости запчастей, используемых для ремонта автомобилей, для целей исчисления ЕНВД не важно.
Выполнение ремонтных работ автотранспортных средств является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.
По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Если работа выполняется из материала подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы.
Таким образом, если по условиям договора автосервис ремонтирует автомобили с использованием принадлежащих ему запчастей, то последние не признаются товаром, а исполнитель не признается розничным продавцом. Следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли данный автосервис не является.
В этом случае выполняемые работы по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию машин, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.
В более позднем Письме ФНС России подтвердила свою позицию (Письмо ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@). Ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 14630/09, налоговики отметили, что сам по себе факт использования при осуществлении ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств запасных частей и дополнительного оборудования, принадлежащих обществу, не может служить безусловным основанием для квалификации такой деятельности как торговой.
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 N А72-18362/2009, от 14.04.2009 N А65-12716/2008.
Договор подряда на ремонт автомобиля
Договор подряда на ремонт автомобиля номер договора nomer
Место подписания mesto_p
вместе именуемые «Стороны«, а индивидуально – «Сторона«, заключили настоящий договор подряда на ремонт автомобиля (далее – «Договор«) о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. В соответствии с Договором Подрядчик обязуется в установленный срок выполнить работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в отношении следующего транспортного средства (далее – «Автомобиль«):
1.1.1. Государственный номер: укажите гос.номер автомобиля raboti_avto1
1.1.2. Марка и модель: укажите марку и модель raboti_avto2
1.1.3. Год выпуска: укажите год выпуска raboti_avto3
1.2. Подрядчик осуществляет ремонт Автомобиля в виде подробно опишите осуществляемые работы raboti_podryad (далее – «Работы«).
1.2. Подрядчик выполняет Работы лично. Привлечение субподрядчика невозможно.
1.4. Автомобиль предоставляется Подрядчику в момент подписания Сторонами Договора.
2. Сроки выполнения работ
2.1. Сроки выполнения Работ по Договору:
2.1.1. Начало выполнения Работ: г.
2.1.2. Завершение выполнения Работ: г.
3. Запасные части и расходные материалы
3. Стоимость работ
3.4. Способ оплаты Работ: передача Заказчиком наличных денежных средств Подрядчику. При получении наличных денежных средств Подрядчик составляет расписку (иной подтверждающий документ) о получении денежных средств с указанием размера полученных денежных средств, даты получения денежных средств и вручает его Заказчику.
4. Порядок сдачи и приемки работ
4.1. Приемка результата Работ подтверждается подписанием Сторонами акта выполненных Работ (Приложение – Акт выполненных работ), который оформляется в следующем порядке:
4.1.1. Подрядчик по завершении выполнения Работ представляет Заказчику акт выполненных Работ в 2 podryad_priemka1 экземплярах.
4.1.2. Подрядчик обязуется в течение 5 podryad_priemka2 со дня получения акта осмотреть и принять выполненные Работы, подписать и направить Подрядчику 1 podryad_priemka3 экземпляр акта выполненных работ или направить Подрядчику мотивированный отказ от приема Работ. При отсутствии мотивированного отказа Заказчика в течение указанного срока Работы считаются принятыми Заказчиком.
4.1.3. В случае отказа Заказчика от приемки Работ в течение 5 podryad_priemka4 со дня получения Подрядчиком мотивированного отказа, Сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.
6. Ответственность сторон
6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Разрешение споров
8.1. Возникающие из Договора споры разрешаются в досудебном порядке путем направления претензионного письма. Срок рассмотрения претензионного письма составляет 10 podryad_spor_1 с момента получения. В случае, если разрешение спора в досудебном порядке признано Сторонами невозможным, спор подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Заключительные положения
9.1. Договор составлен в двух podryad_zakl_1 экземплярах на русском языке, по одному podryad_zakl_2 для каждой из Сторон.
9.2. Договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Договору.
9.3. Способом направления документов (в том числе актов, претензий и т.д.) является их личная передача Стороне.
10. Список приложений
11. Подписи и реквизиты сторон
Заказчик укажите ФИО заказчика name1
Адрес регистрации: укажите адрес регистрации address1
Паспорт: укажите серию, номер, дату и орган выдачи pasp1
Банковские реквизиты: указать номер карты или счета bank1
Заказчик________________________ укажите ФИО заказчика name1
Подрядчик ИП укажите ФИО подрядчика name6
Адрес регистрации: укажите адрес регистрации address_ip2
Расчётный счёт укажите номер счёта rs2
Подрядчик________________________ ИП укажите ФИО подрядчика name6
Автосервис: «запасной» учет на ЕНВД
«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2014, N 38
Услуги по ремонту и техобслуживанию автомобилей предполагают замену (доливку) моторного масла в автомобиле, а при необходимости и установку каких-либо запчастей. При этом от того, как будет оформлена сопутствующая документация, зависит и порядок расчетов с бюджетом: деятельность автосервиса может полностью подпадать под уплату ЕНВД либо в придачу к «вмененному» налогу отдельно придется уплачивать налоги и с деятельности в виде розничной торговли запчастями и т.п. Первый вариант в целях налогового планирования более предпочтительнее. Однако здесь важна каждая мелочь.
Однако у данной медали есть и обратная сторона. Связано это в первую очередь с налоговым бременем автосервисов. Правда, в этой части у налогоплательщиков есть законные способы его минимизировать. Однако обо всем по порядку.
«Вмененные» основы
Начнем с того, что в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств возможно применение ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК). Разумеется, это правило действительно только в том случае, если местными властями по данному виду деятельности в установленном порядке введена «вмененка» и соблюдены все требования, установленные гл. 26.3 Кодекса.
Плюс ко всему необходимо учитывать, что во «вмененных» целях в соответствии со ст. 346.27 Кодекса под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН, и платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами, также за ее пределами.
Обратите внимание! К «вмененным» услугам не относятся услуги по заправке ТС, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию и услуги по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках и штрафных стоянках.
Подводные камни
«Гражданский» подход
Надо сказать, что ранее представители Минфина на этот вопрос отвечали весьма категорично. В частности, в Письме Минфина России от 14 декабря 2012 г. N 03-11-06/3/87 указывалось, что если договор (акт) на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (заказ-наряд) предусматривает замену конкретных запчастей и при этом общая стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую установку запчастей следует рассматривать как неотъемлемую часть услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. То есть в подобной ситуации отпуск запчастей, стоимость которых включается в стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, не признается розничной торговлей. Соответственно, если в том же самом договоре (в заказе-наряде) стоимость запчастей выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой, то такую деятельность следует признавать уже розничной торговлей. Ну а если запчасти передаются вообще по отдельному договору купли-продажи, то тут уже, как говорится, без вариантов. Аналогичная позиция представлена в Письмах Минфина России от 24 марта 2010 г. N 03-11-11/74, от 9 марта 2010 г. N 03-11-11/43, от 29 декабря 2009 г. N 03-11-06/3/305 и т.д.
Между тем у специалистов Федеральной налоговой службы на сей счет изначально было иное мнение. Так, в Письме ФНС России от 25 июня 2009 г. N ШС-22-3/507@ отмечается, что выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, техобслуживанием и мойкой автотранспортных средств, является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства и, в частности, нормами о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг. При этом согласно ст. 730 ГК по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. В соответствии со ст. 733 ГК в случае, если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы. На этом основании представители ФНС заключили, что если в договоре предусмотрен ремонт с использованием запчастей или каких-либо иных материалов, то эти запчасти нельзя рассматривать в целях налогообложения как товар. То есть о розничной торговле здесь говорить не приходится вне зависимости от того, указана в договоре отдельно стоимость запчастей или нет.
В общем и целом позиция налоговых органов прошла испытание и в судах (см., напр., Постановления ФАС Поволжского округа от 23 сентября 2010 г. N А72-18362/2009 и от 14 апреля 2009 г. N А65-12716/2008, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июня 2010 г. N 14630/09 и т.д.). И тем самым она только закрепилась. В Письме ФНС России от 12 августа 2011 г. N СА-4-7/13193@ чиновники еще раз подчеркнули, что сам по себе факт использования при ремонте автотранспортных средств запчастей, принадлежащих исполнителю, не может служить безусловным основанием для квалификации такой деятельности как торговой.
«Вмененный» рецепт
Несмотря на довольно серьезную аргументацию представителей ФНС и судей, Минфин держался долго. Однако впоследствии финансисты все же сдались (см., Письма Минфина России от 28 августа 2013 г. N 03-11-06/3/35364, от 24 июля 2013 г. N 03-11-06/3/29245, от 5 апреля 2013 г. N 03-11-06/3/11238 и т.д.). Сохранилась она и в настоящее время (см. Письмо Минфина России от 5 августа 2014 г. N 03-11-11/38552). Чиновники помимо норм Гражданского кодекса ссылаются также на пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290). В них сказано, что договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать, в том числе, перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запчастей и материалов, если иное не предусмотрено договором. Об этом сказано уже в п. 16 Правил. На основании указанных норм в Минфине делают следующий вывод. Если договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) на оказание услуг по ремонту и техобслуживанию ТС предусматривает замену (установку) конкретных запчастей, а их стоимость включается в общую стоимость предоставленных услуг (независимо от того, выделяется стоимость запчастей отдельной строкой в договоре или нет), то автосервис применяет «вмененку» ко всей своей деятельности в целом. И только если имеет место отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую деятельность следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Соответственно, к «вмененному» налогу добавится еще и розничный «довесок», уплачиваемый в зависимости от ситуации в рамках ЕНВД по рознице, УСН, ПСН (для ИП) или общего режима налогообложения. Между тем представляется, что у налогоплательщиков, оказывающих услуги по ремонту и техобслуживанию ТС, есть прекрасная возможность не платить «лишние» налоги. Для этого достаточно просто следовать рекомендациям контролирующих органов, тем более что в настоящее время Минфин и ФНС по этому вопросу занимают единую позицию.