Что такое колива рецепт

Содержание

Кутия, коливо

Кутия́, коли́во (ко́ливо) (греч. κολύβα (колива)) – сва­рен­ные пше­ница или рис, при­прав­лен­ные саха­ром либо медом, иногда сме­шан­ные с изюмом, чер­но­сли­вом или ябло­ками (при­го­тов­ля­ется и потреб­ля­ется в честь какого-либо свя­того или в память об усоп­ших).

kolivo

Поми­наль­ную пищу обычно назы­вают — кутьёй; вели­ко­пост­ную — коли­вом.

Кутия при­но­сится в храм в память усоп­ших хри­стиан, постав­ля­ется на пани­хид­ном столе (кануне) с воз­жжен­ной свечой, зна­ме­ну­ю­щей неза­хо­ди­мый Свет вечной жизни, бла­го­слов­ля­ется свя­щен­ни­ком во время заупо­кой­ной службы (пани­хиды или литии) и вку­ша­ется за поми­наль­ным столом с молит­вен­ным поми­но­ве­нием усоп­шего, прежде вку­ше­ния обыч­ной пищи.

Пше­ница, рис и плоды в кутии озна­чают, что усоп­ший вос­крес­нет, подобно как истлев­шее в земле зерно потом при­но­сит обиль­ные плоды, а мед зна­ме­нует сла­дость вечных благ Небес­ного Цар­ства.

При­не­сен­ную в храм кутию (и другие про­дукты) можно или оста­вить на поми­наль­ном сто­лике (кануне), чтобы вку­ша­ю­щие молит­венно помя­нули тех, за кого сде­лано при­но­ше­ние.

В пят­ницу первой сед­мицы Вели­кого поста коливо при­но­сится в цер­ковь в вос­по­ми­на­ние чуда муче­ника Фео­дора Тирона (306 г.). В 362 году гре­че­ский импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник в насмешку над хри­сти­а­нами при­ка­зал тайно окро­пить идо­ло­жерт­вен­ной кровью все съест­ные при­пасы, про­да­вав­ши­еся на рынках Антио­хии. Отступ­ник от хри­сти­ан­ской веры хотел таким обра­зом осквер­нить веру­ю­щих, кото­рые строго пости­лись в первую неделю Вели­кого поста. Но вели­ко­му­че­ник Феодор, сожжен­ный в 306 году за испо­ве­да­ние веры Хри­сто­вой, явился во сне епи­скопу Евдок­сию, рас­ска­зал об этом рас­по­ря­же­нии Юлиана и дал совет вместо осквер­нен­ной пищи упо­треб­лять в тече­ние недели коливо.

Этим чином бла­го­сло­ве­ния колива Цер­ковь как бы напо­ми­нает имущим, чтобы они ради празд­ника и в память усоп­ших поде­ли­лись с неиму­щими и от других ястий своей празд­нич­ной тра­пезы, да не остат­ками или отбро­сами, а луч­шими, слад­кими кус­ками, – напо­ми­нает о том, чтобы они в празд­ники вообще усу­гу­били свои добрые дела, умно­жили мило­стыню вся­кого рода, совер­шая ее ради празд­ника и в память усоп­ших, как бы их долю отда­вая неиму­щим, как бы руками этих послед­них пере­сы­лая празд­нич­ное уго­ще­ние доро­гим и люби­мым, подобно тому как было в древ­ней Руси, и как в неко­то­рых местах до послед­него вре­мени сохра­нился обычай в празд­ники отно­сить или посы­лать своим близ­ким и дру­зьям в каче­стве подарка неко­то­рые снеди празд­нич­ной тра­пезы. Отдать неиму­щим то, чем рады были бы уго­стить в празд­ник наших доро­гих усоп­ших, – вот лучший способ празд­нич­ного поми­но­ве­ния их, угод­ный Гос­поду, ука­зы­ва­е­мый и похва­ля­е­мый Святою Цер­ко­вью, отрад­ный для усоп­ших, весьма спа­си­тель­ный и для самих совер­ша­ю­щих его.
свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров), испо­вед­ник

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косто­чек, 100 гр. меда. Рис отва­рить до мяг­ко­сти. Отдельно сва­рить изюм. Соеди­нить с рисом. Под­сла­стить медом, пред­ва­ри­тельно раз­ве­ден­ным в неболь­шом коли­че­стве кипя­че­ной воды.

Рецепты колива:

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипят­ком (1,5 ста­кана), плотно накрыть кастрюлю крыш­кой и варить три минуты на силь­ном огне, шесть — на сред­нем, три — на малень­ком. Еще 12 минут не откры­вать крышку, давая рису насто­яться на пару. Соот­но­ше­ние всех ком­по­нен­тов для колива сохра­ня­ется. Иногда добав­ляют изюм, но это необя­за­тельно.

Можно также при­го­то­вить коливо из чече­вицы или ячменя. В общем смысле — это скуд­ная пища из зёрен.

Источник

Православная Жизнь

По древней благочестивой традиции на Руси в канун Рождества Христова и Крещения Господня принято было готовить и принимать в пищу кутью (коливо, сочиво) – вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром. В связи с этим праздники-кануны в народе нередко называли «Кутья», иногда – «кутейником», а также «Рождественским сочельником».

kolivo2

В частности, в канун Рождества Христова таким днем является 6 января – Навечерие Рождества Господня, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста.

Традиция употребления в этот день в пищу кутьи (колива) имеет давние корни, тянущиеся в древнюю Византию. Особенно она распространена на Святой Горе Афон.

kolivo4

Обычно коливо на Афоне готовят следующим образом: слегка толченую предварительно пшеницу замачивают в воде примерно на полчаса. Затем воду сливают и заливают кипящей водой, варя до тех пор, пока пшеница не раскроется от варки как цветок, а вода (отвар) превратится в кашицу. Добавляют немного соли.

Отвар отделяют и добавляют в него сахар и корицу. Получается вкусный напиток, который пьют отдельно. Затем промывают вареную пшеницу водой и раскладывают на просушку. За 2-3 часа до Божественной Литургии в пшеницу добавляют тертые сухари, чтобы впиталась вся излишняя влага и пшеница осталась совершенно сухой. Теперь уже зерно готово. На праздники его смешивают с тертым фундуком или грецкими орехами. Поверх зерна насыпают слой сахара и делают крест сахаром, подкрашенным корицей.

kolivo1

При этом на Афоне, традиционно, на приготовленном коливе принято также цветным сахаром изображать икону святого, память которого чтится. Эти иконы из цветного сахара – настоящие произведения искусства, которые, к сожалению, не сохраняются, так как коливо раздают и едят.

Читайте также:  Творожник самые легкие рецепты

Иконы из сахара пишутся следующим образом: спичкой или деревянным кончиком акварельной кисти по трафарету выдавливают образ. Затем заполняют разноцветным сахаром детали (одежду, лицо, волосы). Для украшения используют конфетки – чаще всего чечевицу, погруженную с серебряную патоку.

kolivo3

Для удобства предлагаем читателям один из святогорских рецептов приготовления колива:

Пшеница в зернах 1 стакан
Орехи лесные

200 г.
Кокосовая стружка
Сахарная пудра
Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)
Сахарный песок (по вкусу)
Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие. Орехи, изюм и сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само коливо лучше готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению.

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была рассыпчатой, но в то же время мягкой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским предметом, например тарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровные границы используйте трафарет.

Источник

Коливо из пшеницы

Ингредиенты

Фото готового блюда

u 41f3388607b5a47e9bba565815a5df21

Оцените рецепт

Пошаговый рецепт с фото

Чтобы коливо не было мокрым, в его состав добавляют наряду с мелкоизмельченными орехами ещё и измельченные сухари из пшеничного хлеба. Пшеница быстро высыхает, поэтому поверхность колива укрывают сухофруктами, орехами, кокосовой стружкой и т.п. продуктами, которые служат так же и украшением, т.е. выкладываются в виде рисунков.

Вот фото из Интернета, как изумительно украшают коливо в монастырях на Святой горе Афон.

2a3dde9ac60574c5ed81489b5f626755

Для такого художественного оформления используются специальные трафареты и пищевая краска.

08c10ebf67647beac5a256a775b96694

В домашнем варианте предлагаю украсить коливо доступным способом.

Подготовьте ингредиенты по списку:

561d78306efda7cf4427040bf7d6b9b8

Используйте для колива специальную пшеницу, которая продается для проращивания или для кутьи.
Так же можно приготовить из булгура или из перловки (рецепты варки этих круп на сайте есть).
Зерна пшеницы промойте и замочите на ночь или на несколько часов.

Смените воду на чистую и варите в кастрюле или в мультиварке около часа или немного дольше. Зерна должны стать мягкими, но не развариться, а сохранить свою форму. Возможно воду нужно будет подливать в процессе варки. Готовую пшеницу откиньте на сито и обсушите.

92af7b1d5da854848e97a4ac9c4f21b4

Изюм промойте и вымочите в холодной воде или распарьте кипятком.

a4bb47b9430aa3599b04bd939641d697

Орехи измельчите при помощи блендера или натрите. Сухари из пшеничного хлеба или сдобные сухарики прокрутите в мясорубку.

a7914a43f5d327017a79710c9f8a1d1c

Добавьте в пшеницу измельченные орехи и сухари в пропорциях по желанию: побольше сухарей или побольше орехов.

f2df5b6092e536939cd402fbe9608635

Подсластите массу сахарной пудрой.

4fe6c8deea6e65a990488964d6a3d456

Уложите пшеницу плоским слоем на блюдо.

4d07ce4d97c96b84177c4d373b775909

Посыпьте поверхность измельченными орехами.

019148c3776b1612391bafde4b81764a

Украсьте коливо кокосовой стружкой и сухофруктами. У меня тут для яркости рисунок в стиле цветка выложен ягодами годжи.

5a2c7c192629b3cb684bfefae540234f

Коливо готово. Его нужно подать и употребить в течение этого же дня, пока пшеница не засохла.

Источник

Чудо колива, или «бессмысленные» традиции

1425306796 rez 2721

Об этом чуде святого мученика Феодора Тирона мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?

О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков, клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».

4161

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Очень интересное чудо

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».

Читайте также:  Сладкая колбаска рецепт простой рецепт

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

764

Постное блюдо на скорую руку

Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Очень тяжело расставаться

Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?

– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.

Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.

Помочь людям понять главное

А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.

Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.

440d3edeb1441625985c5a1d8c08b18d

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главнымлюди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

Читайте также:  Тертая брусника с сахаром рецепт

Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

А придумывать причины не нужно

Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.

108471.b

Всему свое время и место

Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

Читайте также:

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Рецепты полезных блюд и советов
Adblock
detector